Почему юбилей немецкого музея отмечает ростовская галерея
От «Салона» до «Чайки»
В ростовской художественной галерее NNN стартовал фестиваль, посвященный 20-летию музея в немецком курортном городе Баденвайлере. Если познакомиться с историей этого музея, ответ на вопрос о том, почему его юбилей решила отметить ростовская галерея, становится очевиден.
NNN – это галерея заслуженного художника России Николая ПОЛЮШЕНКО. Именно Николай Полюшенко в середине 1990-х годов выступил с идеей открыть в Баденвайлере музей, посвященный Чехову. Ведь в этом городе Антон Павлович провел последние дни своей жизни и окончил свой земной путь в одном из его отелей.
В 1995 году Николай Полюшенко не просто съездил в Баденвайлер, а, по его словам, совершил попытку экспедиции. То есть изучил отношение местных жителей, туристов к Чехову, идее такого музея. В интервью «Нашему времени» художник рассказывал тогда, как поразил его книжный магазин Баденвайлера: там была целая полка книг, связанных с жизнью и творчеством Чехова!
Словом, почва для открытия музея была самая благодатная. Полюшенко рассказал о результатах экспедиции в Ростовской городской администрации, и оттуда в Баденвайлер полетело письмо на имя бургомистра с изложением этой идеи.
Баденвайлер – город, где был открыт первый памятник Чехову. Это произошло в 1904 году. Раньше, чем в России, правда, стараниями русских друзей. А в 1998 году в Баденвайлере появился первый в Западной Европе литературный музей писателя, который назвали «Чеховский салон».
Интересно, что перед этим обер-бургомистр Баденвайлера совершил путешествие по чеховским местам: побывал в Таганроге, Москве и даже на острове Сахалин.
А Николай Полюшенко получил тогда приглашение не только посетить открытие «Чеховского салона», но и провести в Баденвайлере свою выставку. Такие выставки он проводил там в течение семи лет. Одну из работ Полюшенко можно увидеть в «Чеховском салоне» и сегодня: она вошла в его постоянную экспозицию.
Спустя несколько лет именем Чехова назвали одну из площадей Баденвайлера, на ней установили скульптуру в честь «Чайки» – одной из самых знаменитых чеховских пьес. Пожалуй, это тоже можно назвать следствием той экспедиции ростовского художника в Баденвайлер.
«Чеховские уголки» в клиниках
Если будете на Мальте, не дай бог захвораете и обратитесь за помощью в поликлинику, вас может встретить там внимательный взгляд… доктора Чехова.
Это – тоже идея Николая Полюшенко. Из нее вырос проект «Дарение 180 странам». Художник дарит разным странам свои работы, посвященные Чехову.
– Хорошо, когда чеховские уголки открываются в библиотеках, университетах разных стран. Мы стараемся этому способствовать. Но и совсем уж неплохо, когда они есть в клиниках. Ведь Чехов был врачом, лечил людей. А его произведения врачуют душу.
В некоторые страны свой дар ростовский художник доставляет сам, в другие картины привозят по его просьбе, как говорится, с оказией. Бывает, что приходится обращаться к услугам почты.
Этим проектом Николай Полюшенко пропагандирует не только чеховское творчество, но и памятники архитектуры, истории и культуры. Среди них ведь тоже есть связанные с именем Чехова, его путешествиями.
А на фестивале в галерее NNN, останавливаясь около пейзажей Полюшенко, на которых запечатлена Западная Европа, посетитель может услышать, что и Чехов там бывал.
– Он вообще много путешествовал, успел побывать в двадцати четырех странах, среди которых такие экзотические, как Индонезия, Гонконг, – говорит Николай Полюшенко.
В числе этих стран и Китай, где, впрочем, Чехов пробыл совсем недолго. Это обстоятельство не мешает китайцам гордиться данным фактом, а Николаю Полюшенко строить планы расширения своих проектов так, чтобы в них входило еще и китайское направление.
Через шесть рукопожатий
Есть такая интересная теория о том, что через шесть рукопожатий можно перезнакомиться со всем миром. О ней трудно не вспомнить в этой галерее.
Напомню, что располагается галерея в старинном ростовском особняке, в котором до революции жила семья будущего знаменитого психоаналитика, ученицы Фромма и Фрейда, Сабины Шпильрейн. В 2014 году в галерее открылась постоянно действующая экспозиция, посвященная Сабине и ее семье.
А время спустя один из ростовских историков сообщил Николаю Полюшенко, что, по его данным, бывал в этом доме и Антон Павлович Чехов. Лечил зуб у доктора Шпильрейн – мамы Сабины.
С принципом шести рукопожатий тесно связан и принцип народной дипломатии, который Николай Полюшенко считает очень важным в деятельности художника. Говорит, что все его зарубежные проекты, включая и баденвайлеровский, выросли из этого принципа. Что он всегда старается трансформировать свою творческую идею в общественно полезную. Результат бывает удивительный. Однажды, после того, как в Уругвае прошла выставка работ Николая Полюшенко, посвященная Чехову и его творчеству, местные депутаты решили добавить к названию одной из школ «имени Российской Федерации».