Ростовский музыкальный театр готовится к премьере знакового для него спектакля
Фото/Видео: Марина Каминская
«Хованщина»… Красные буквы на сером фоне, с которых стекает то ли краска, то ли кровь… Это – афиша перед Ростовским музыкальным театром. Премьера назначена на 28 сентября, но театр рискнул в порядке эксперимента показать зрителям и обсудить с ними несколько сцен из спектакля за девять дней до премьеры. В числе приглашенных – сотрудники донских СМИ и студенты ростовских вузов. Как выяснится, для некоторых из студентов – это вообще первое знакомство с «живой» оперой и музыкой Мусоргского.
Артисты Ростовского музыкального представляют ту картину «Хованщины», которая включает эффектную сцену гадания Марфы, а также встречу двух соперников в борьбе за влияние на царевну Софью и, значит, на курс государства, – ее фаворита князя Голицына и главу Стрелецкого приказа князя Хованского. Голицын подавлен недавним предсказанием Марфы: ждет князя опала. Хованский чувствует себя хозяином положения: он затеял заговор с целью захватить власть, у него есть, как ему мнится, надежная опора, – стрельцы. Вскоре на сцене появляется еще одно важное действующее лицо: старообрядец Досифей, призывающий бояр во имя спасения страны забыть о личных амбициях и обидах.
И еще один драматический поворот сюжета. Боярин Шакловитый приносит весть, от которой все цепенеют: молодой царь Петр, которого и всерьез-то не воспринимали, узнал о заговоре и полон решимости расправиться с теми, кто задумал покуситься на царский трон.
Не все костюмы и декорации еще полностью готовы. Нет видеоряда, который как бы углубит пространство сцены, боярин Шакловитый (Петр Макаров) вообще поет свою партию в репетиционной джинсе. Однако масштаб постановки и в таком варианте очевиден. В Ростовском музыкальном её считают сопоставимой со спектаклем по опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», который, кстати, принес театру сразу две «Золотые маски». Тоже сложнейший музыкальный материал, бездонная глубина образов.
После просмотра – встреча с руководством театра и постановочной группой. Студентов интересует, как певцы вживались в роли исторических персонажей? Не страшно ли было окунуться в такую глубокую и драматичную старину?
– После роли Пиковой дамы мне уже ничего не страшно, – улыбнулась Элина ОДНОРОМАНЕНКО, исполняющая в «Хованщине» партию Марфы.
– «Хованщина» – это произведение, персонажи которого задают его создателям много загадок. Вот, к примеру, раскольник Досифей. Кто он? Мудрец, который заботится о людях, сохранении традиций предков? Изувер, для которого идея дороже человеческой жизни? Противоречивая фигура. Есть в ней и то, и другое, и третье, – говорит художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав КУЩЕВ и напоминает, что «Хованщина» – тот редкий случай, когда композитор сам же был и автором либретто.
Причем писал его не по какой-то пьесе или рассказу. Сочинил «Хованщину» на основе исторических источников. Правда, позволил себе такую густую концентрацию исторических событий, что некоторые ситуации, между которыми промежуток в несколько лет, как бы слились в одну.
– Создание яркого драматического образа – важная задача. Но все-таки для оперного артиста главное – это усвоение и осмысление музыкального материала. Если плохо споем, то как бы при этом мы ни были успешны в перевоплощении, зрителям это не понравится и нашим персонажам они не поверят, – вступил в разговор Досифей – Борис ГУСЕВ.
И поделился с первыми зрителями «Хованщины» своим маленьким секретом: он начал осваивать музыкальный материал своей партии раньше всех, еще с февраля. Почему? Честно себе сказал, что если репетировать в обычные сроки, роль окажется не под силу. Впрочем, и другие артисты стали работать над своими ролями раньше обычного.
«Хованщина» – труднодоступная вершина. А для Кирилла Чурсина, исполнителя партии Голицына, вообще – судьбоносная. Борис Гусев раскрыл и его секрет: раньше Чурсина позиционировали как баритона. Когда коллеги говорили, что ему еще предстоит петь теноровые партии, Кирилл в это не верил. Но его утвердили на теноровую партию Голицына, и – талант засверкал новыми гранями.
Что ждет спектакль «Хованщина» Ростовского музыкального театра, известно и без гаданий. Он уже в расписании… Большого театра!
В июле Ростовский музыкальный во второй раз выступит на исторической сцене Большого театра. Покажет оперу Верди «Жанна д`Арк», которая никогда прежде в Большом театре не шла. И это будет не единственное «впервые». Ростовский спектакль «Хованщина» завершится финалом в версии композитора Стравинского, которая не звучала с 1913 года!
Дело в том, что Мусоргский не успел дописать «Хованщину». Впервые эту оперу услышали в оркестровой редакции Римского-Корсакова. Римский Корсаков много сделал для продвижения этой оперы, но он не всегда понимал новаторство Мусоргского. Мусоргскому было тесно в рамках тогдашних музыкальных канонов, он пытался их сокрушить, а Римский-Корсаков принимал его новшества за недоработки и исправлял в согласии со своими представлениями о музыке, которая могла бы произвести впечатление на современников.
Вторым рождением этой оперы называют оркестровку, сделанную Шостаковичем, для которого Мусоргский был несомненный гений. Ростовская «Хованщина» – это музыка Мусоргского в оркестровке Шостаковича.
Однако еще за двадцать лет до Шостаковича Стравинский предложил для одной из заграничных постановок этой оперы свой вариант финала. Его удалось восстановить по музейным рукописям.
Вместо сцены трагического самосожжения староверов зрителям дарится надежда на то, что это сгорает старый мир. А у людей есть шанс спастись и начать все с чистого листа.