Культура / №377 от 16 Ноября 2018 г.

Заблудившаяся любовь


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В Ростовском драмтеатре имени Максима Горького впервые за много лет появился спектакль по пьесе Горького 

Фото с сайта rostovteatr.ru

Вероятно, постановке «Дачников» способствовали сразу два юбилея: Максима Горького (150 лет) и самого Ростовского академического драмтеатра (155 лет). 

Работникам театра удалось разыскать любопытный факт из истории донской столицы. Первая премьера «Дачников», показанная в Ростове в 1905 году, продолжилась демонстрацией публики. Возможно, к этому зрителей побудили слова персонажа этой пьесы Марьи Львовны: 

– Дети здоровых рабочих людей – мы должны быть иными! Ведь еще никогда в нашей стране не было образованных людей, связанных с массою народа родством крови.

Или, может быть, стишки Власа, брата главной героини. Человека, пока не определившего, к чему стремиться, но презирающего окружающую его жизнь: 

Все хотят дешевенького 

            счастья, 

Сытости, удобств 

            и тишины, 

Ходят и все жалуются, 

            стонут, 

Серенькие трусы и лгуны. 

Или тому причиной – халатность одного из героев, обернувшаяся бедой для нескольких рабочих? Ясно одно. Финальные фразы (их произносит модный писатель Шалимов) о том, что многое, заставляющее героев пьесы страдать, на самом деле ничтожно, публику не умиротворили. «Дачников» она восприняла как революционный манифест. 

«Дачники» – пьеса многослойная. Она и про предреволюционный настрой, и словно про десятилетие перестройки, когда многие россияне стали отрекаться от революционных идеалов старших поколений. Тогда всюду было много разговоров о превосходстве эволюционного пути над революционным, о праве простого человека на то счастье, которое в советские годы с презрением называли обывательским и мещанским. 

Горький обозначил эти дискуссионные темы еще в 1904 году, когда пьеса «Дачники» была впервые напечатана и поставлена на театральной сцене. Преуспевающий адвокат Басов (в нынешнем спектакле его убедительный образ создал Владимир Кирдяшкин) утверждает в ней, что благожелательный человек – это непременно эволюционист: 

– Все совершается постепенно. Эволюция! Эволюция! Вот чего не надо забывать!

Неслучайно именно в середине 1990-х кинорежиссер Сергей Урсуляк, тогда еще мало кому известный, снял по мотивам «Дачников» ленту «Летние люди». 

В юбилейном сезоне «Дачники» вновь появились на афише Ростовского драмтеатра (в третий раз за его историю) благодаря режиссеру Геннадию Шапошникову. И, как и предыдущие его постановки на ростовской сцене («Тихий Дон», «Цыган»), стали незаурядным событием театральной жизни. 

Жанр спектакля Шапошников обозначил как «семейные сцены». В его прочтении «Дачники» – это пьеса «о любви, которая заблудилась, как заблудились и сами люди». В общем, счастлив тот, кто счастлив дома, в семейном кругу. 

А центральной идеей стали слова доктора Дудакова, который по самой сути своей профессии не имеет времени бездельничать: «Хлопот у всех много, а дела – нет». 

Переакцентировка в сторону «заблудившейся любви» не заставила Шапошникова сократить или перекроить пьесу. Варвара Михайловна (арт. Екатерина Березина) все так же произносит обличительный монолог: «Интеллигенция – это не мы! Мы – дачники в нашей стране… Какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… Мы ничего не делаем и отвратительно много говорим». (Очень актуально при нынешних нескончаемых потоках словоблудия в социальных сетях). При этом в речах Варвары Михайловны – никакого революционного пафоса. Взгляд как бы вглубь, в свою жизнь: как это могло произойти, что ее мать, прачка, загубившая здоровье ради того, чтобы она стала образованной и счастливой, была всегда веселой и радостной, а она, жена адвоката, этой веселости и радостности лишена? 

Как и прошлые свои постановки, «Дачников» Геннадий Шапошников сделал в содружестве со сценографом Виктором Герасименко и художником по костюмам Натальей Пальшковой. Спектакль стильный, похожий то на черно-белое кино, в которое лишь изредка впускается цвет, то на черно-белую силуэтную графику. Как и в прежних постановках, есть центральная многозначная метафора. Теперь это качели. Символ и беззаботной жизни, и оторванности от земли, своей почвы. 

В пьесе Горького параллельно с основным действием на даче идет репетиция любительского спектакля. Но даже это милое дело не доводится до конца. Геннадий Шапошников остроумно и тонко развил эту линию. Так что фрагмент этого спектакля зрители все же увидят. Изящную сценку разыграют одетые в костюмы героев итальянской комедии дель-арте персонажи – участники «любовного треугольника», настоящая любовь которых тоже где-то заблудилась. 

Пьеса «Дачники» появилась через четыре года после «Трех сестер» Чехова. Обе – об одном времени, людях, в общем-то, одной формации. Прототипы их персонажей вполне могли быть друг с другом знакомы. Вот и спектакль «Дачники» как бы составляет теперь дилогию с предыдущей премьерой этого сезона – чеховскими «Тремя сестрами».

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
«Вражеские» значки
Продолжение. Начало в №№ 312–314, 330–332 После наших материалов многие вспомнили о своих коллекциях и памятных значках. Наша читательница Евгения Ал...
Нигде, кроме как в Октябрьском районе
В поселке Каменоломни Октябрьского района прошел традиционный конкурс «Мадонна-2018». В нем участвуют беременные женщины
«Ладушки» без ума от бабушки
У знаменитой донской песенницы нежданно-негаданно появился в Подмосковье целый ансамбль внучат
Мысль о романе осенила в Ростове
Сегодня – 100 лет Александру Солженицыну
Капитан Александр Щука презентовал своего «Капитана»
В ДК станицы Кутейниковской Зимовниковского района  книгу своих стихов «Капитан» презентовал  землякам,  членам местного  литерату...
В этом номере