Дата публикации:
25 мар 2021 г.
«Paris, Paris…» («Париж, Париж…») – выставка, которая уже не первый год с успехом демонстрируется в разных городах России. Ее экспонаты – это свыше 50 литографий Анри де Тулуз-Лотрека из собраний европейских коллекционеров.
1485
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Многие персонажи этих работ кажутся нам давними знакомыми. Ведь их изображения стали хрестоматийными. Они украшают не только художественные альбомы, но и книги по истории моды, цирка, танца.
Происхождение Анри де Тулуз-Лотрека обеспечивало ему место в аристократических кругах. Он выбрал иной путь и покинул стены своего фамильного замка, чтобы стяжать славу художника в Париже.
Считается, что к этому выбору его подтолкнуло несчастье, которое случилось с ним в отрочестве. Две травмы – одна следом за другой, и гармоничное физическое развитие останавливается, Анри превращается в карлика.
Известны слова Тулуз-Лотрека о том, что если бы не болезнь, он стал бы хирургом. Но это только его предположение. Рисовал он страстно, самозабвенно. Это был безусловный дар, который вряд ли позволил бы собою пренебречь и при другом жизненном раскладе.
Наверно, многим своим современникам Тулуз-Лотрек представлялся гулякой праздным. Слишком много времени проводил в цирке, на скачках, с веселыми компаниями в парижских кафе и кабаре. Но у этого гуляки всегда с собой были карандаш и бумага. Его взгляд выхватывал из того, что происходило вокруг, выразительные детали, которые стоило зарисовать.
Зачастую это был иронический взгляд. Его нетрудно уловить даже на созданных Тулуз-Лотреком рекламных плакатах парижских кабаре и их «звезд», развлекающих публику канканом, оригинальными эстрадными номерами.
Рассказывая о работах Тулуз-Лотрека, искусствоведы не преминут упомянуть, что в творчестве художника звучные краски импрессионистов соединились с изысканной лаконичностью японской гравюры.
В картины импрессионистов он был влюблен еще с юности. Японские эстампы впервые увидел в гостях у собрата – ван Гога. Это было потрясение. Тулуз-Лотрек мечтал поехать в Японию, чтобы лучше познакомиться с этим искусством. Но – не сбылось. Или, может быть, не успел.
На склоне своей недолгой жизни, больным и разбитым, он вернулся домой. В возрасте 36 лет умер на руках своей любимой матери. Графиня Адель, как могла, обеспечивала сына условиями, необходимыми для творчества. А потом немало сделала для сохранения его творческого наследия.
Выставка «Париж, Париж…» будет гостить в Ростове до 30 мая (Ростовский областной музей изобразительных искусств – Чехова, 60).
Происхождение Анри де Тулуз-Лотрека обеспечивало ему место в аристократических кругах. Он выбрал иной путь и покинул стены своего фамильного замка, чтобы стяжать славу художника в Париже.
Считается, что к этому выбору его подтолкнуло несчастье, которое случилось с ним в отрочестве. Две травмы – одна следом за другой, и гармоничное физическое развитие останавливается, Анри превращается в карлика.
Известны слова Тулуз-Лотрека о том, что если бы не болезнь, он стал бы хирургом. Но это только его предположение. Рисовал он страстно, самозабвенно. Это был безусловный дар, который вряд ли позволил бы собою пренебречь и при другом жизненном раскладе.
Наверно, многим своим современникам Тулуз-Лотрек представлялся гулякой праздным. Слишком много времени проводил в цирке, на скачках, с веселыми компаниями в парижских кафе и кабаре. Но у этого гуляки всегда с собой были карандаш и бумага. Его взгляд выхватывал из того, что происходило вокруг, выразительные детали, которые стоило зарисовать.
Зачастую это был иронический взгляд. Его нетрудно уловить даже на созданных Тулуз-Лотреком рекламных плакатах парижских кабаре и их «звезд», развлекающих публику канканом, оригинальными эстрадными номерами.
Рассказывая о работах Тулуз-Лотрека, искусствоведы не преминут упомянуть, что в творчестве художника звучные краски импрессионистов соединились с изысканной лаконичностью японской гравюры.
В картины импрессионистов он был влюблен еще с юности. Японские эстампы впервые увидел в гостях у собрата – ван Гога. Это было потрясение. Тулуз-Лотрек мечтал поехать в Японию, чтобы лучше познакомиться с этим искусством. Но – не сбылось. Или, может быть, не успел.
На склоне своей недолгой жизни, больным и разбитым, он вернулся домой. В возрасте 36 лет умер на руках своей любимой матери. Графиня Адель, как могла, обеспечивала сына условиями, необходимыми для творчества. А потом немало сделала для сохранения его творческого наследия.
Выставка «Париж, Париж…» будет гостить в Ростове до 30 мая (Ростовский областной музей изобразительных искусств – Чехова, 60).