Дата публикации:
8 июл 2022 г.
В Ростове с «Большими гастролями» – Московский театр мюзикла
1134
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Мечта Кальмана
– Такого у нас еще не было: спектакль идет пять вечеров подряд, и все билеты проданы! – этими словами художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев, представил донским СМИ своих коллег – Московский театр мюзикла. Его гастроли стартовали 6 июля на сцене Ростовского музыкального.Пять вечеров подряд – это про «Принцессу цирка». Одну из самых известных оперетт Имре Кальмана московские артисты превратили в «мюзикл нового поколения» и называют своей знаковой постановкой.
Верно, что знаковая она не только для этого коллектива, но и в большем масштабе. Веха, можно сказать, в истории отечественного музыкального театра. Ведь цирк в «Принцессе цирка» присутствует не как художественная условность. Он – самый настоящий. Прекрасный и опасный. С трюками, от которых захватывает дух.
В «Принцессе цирка» цирк и театр – на равных. Фото из из открытых источников
В «Принцессе цирка» цирк и театр – на равных.
«Принцесса цирка» – совместная работа Московского театра мюзикла и канадского театра-цирка «7 пальцев». Себастьян Солдевилья, один из главных участников постановки с канадской стороны, прежде уже работал в России. Он входил в постановочную группу церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. В его биографии есть большая страница, связанная со знаменитым Cirque du Soleil.В России трудно найти деятеля искусства среднего возраста, который не знал бы оперетту Кальмана «Принцесса цирка». В Канаде иначе. До знакомства Солдевильи с Московским театром мюзикла этот шедевр был для него областью неизведанного. Но именно Солдевилье, с легкой руки Михаила Швыдкого, художественного руководителя Московского театра мюзикла, выпало осуществить мечту Кальмана.
Маэстро мечтал, чтобы в спектакле «Принцесса цирка» присутствовал настоящий цирк. Об этом на московской премьере сообщила дочь композитора – Ивонн Кальман.
За шесть лет «Принцессу цирка» Московский театр мюзикла показал четыреста раз! Благодаря «Принцессе» в репертуаре этого театра появилась одна из самых оригинальных его постановок – «Реверс».
Идея о развитии направления «театр+цирк» возникла на репетициях «Принцессы»: «15 героев, одна закрытая комната. Кто найдет выход?»
Поиски выхода – ситуация экстремальная. В ней проявляется характер персонажей, а раскрывается через музыку, хореографию, цирковые трюки.
«Реверс» – еще одно название на гастрольной афише. А третий спектакль, который покажут донским зрителям москвичи, – мюзикл по мотивам сказок Л. Кэролла про Алису «Чудеса и куралесы».
Разыскивается мистер Икс
– Если у режиссеров была мечта о синтетических артистах, которые и играют, и поют, и танцуют, и делают цирковые трюки, то осуществилась она в Московском театре мюзикла, – считает Ефим Шифрин.
Так он характеризует основную – молодежную часть труппы. Себя и известного артиста и телеведущего Павла Любимцева относит к ветеранам сцены.
Однако ветераны тоже «зажигают» – на работе и на отдыхе. В «Принцессе цирка» у Шифрина – роль Пуассона, у Любимцева – Пеликана.
Если во время гастролей Московского театра мюзикла в Ростове (а они продлятся по 11 июля) вы увидите человека, похожего на Шифрина, который лихо рассекает на электросамокате, то… То это, возможно, он и есть!
Знаменитый артист удивил ростовских журналистов рассказом о своей прогулке по донской столице на этом популярном средстве индивидуальной мобильности.
Но как удалось Московскому театру мюзикла собрать у себя синтетических артистов?
– Мы их выращиваем, – говорит Михаил Швыдкой. И поясняет, что сегодня в Щукинском театральном институте – уже третий набор с прицелом на этот театр. Ведет курс арт-директор и режиссер Московского театра мюзикла Марина Швыдкая. («Театр у нас семейный», – упреждает Михаил Швыдкой вопросы о созвучиях фамилий.)
В этом театре балетные и цирковые должны еще и петь, вокалисты – танцевать.
Михаил Швыдкой открыл маленький секрет закулисья. Вот что труднее всего дается акробату, который должен стать синтетическим артистом? Танец! Легче драматическому артисту научиться делать акробатические номера, чем акробату стать отменным танцором.
Работа театра по воспитанию новой актерской смены не означает отмену кастинга. «Внимание: разыскивается Мистер Икс». Такое объявление появилось в соцсетях полтора года назад, когда потребовалось найти нового исполнителя этой роли. Счастливчика выбрали из сотен претендентов.
Почему не приезжали раньше?
– А петь артисты будут под «минусовку»?Этот вопрос я услышала возле билетных касс. Зрительница не могла поверить, что Московский театр мюзикла приехал на гастроли вместе со своим оркестром.
– До Ростова мы были с гастролями в Сочи. Зрители спрашивали: «Это те спектакли, которые вы показываете в Москве или гастрольный вариант?» – рассказывает Марина Швыдкая. – В нашем театре нет гастрольных вариантов. Слово фонограмма (и само это явление) у нас просто отсутствует. Только живой звук. Зрители на гастролях видят тот же спектакль, что и в Москве.
Почему подозревают в использовании фонограммы, объяснил Ефим Шифрин. В Московском театре мюзикла у артистов миниатюрные микрофоны, которые к тому же крепятся хитроумными способами, зрители их не замечают.
Еще одна причина – артисты одновременно отлично поют и танцуют. Есть «знатоки», которые оставляют в сетях отзывы типа: «Это невозможно. Я тоже пробовал. Не получается».
К слову: в одном из интервью Себастьян Солдевилья на вопрос, чем российские цирковые артисты, занятые в театральных постановках, отличаются от зарубежных, ответил: «Очень высоким вокальным уровнем, актерским мастерством».
А среди вопросов, которые в Сочи и Ростове задают Московскому театру мюзикла, не редок еще такой: «Почему не приезжали к нам раньше и когда привезете другие спектакли?»
– Гастроли – дорогое удовольствие. Наш театр не государственный, но и не коммерческий, – говорят его руководители.
Нынешние гастроли, которыми Московский театр мюзикла завершает свой 11-й сезон, организовал РОСКОНЦЕРТ в рамках федеральной программы «Большие гастроли».
Конечно, на встрече ростовских журналистов с Московским театром мюзикла не мог не прозвучать вопрос о перспективах международного сотрудничества в сфере культуры. Ведь Михаил Швыдкой – не только руководитель этого коллектива, экс-министр культуры, но и действующий спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству.
Михаил Швыдкой ответил, что сегодня пересматриваются маршруты такого сотрудничества. Их направление смещается в сторону Дальнего Востока, Латинской Америки, стран СНГ. В одночасье эти вопросы не решаются даже с такими странами, как Китай, который «очень восприимчив к российской культуре».
Что же до восстановления культурного сотрудничества с теми странами, где сегодня русскую культуру отменяют?
– Никогда не говори никогда.
По мнению Михаила Швыдкого, в отношении перспектив межкультурного сотрудничества все так и сложится. Свой оптимизм он объясняет тем, что культура – важнейшая часть полноценной международной жизни. Есть и личный момент: «Заниматься музыкальным театром и при этом не быть оптимистом просто невозможно».