— Не представляю, как вы будете об этом писать, — призналась Таисия Максимовна Поддубская, председатель собрания депутатов Тацинского района. — Фельетон, что ли?
Фото/Видео: Людмила Кравченко
Но тут глубокий нравственный конфликт, а дети и родители заложники педагогов, своими же руками лишающих себя работы. Я много лет была заведующей районо, работаю в районе 42й год, но такое в моей практике впервые.
Словно резали по живому
Приезжайте поскорее, на вас только надежда! с настойчивого телефонного призыва Веры Константиновны Хохлачевой, учительницы школы хутора Араканцев Тацинского района, приславшей письмо в редакцию, началась моя командировка. Невозможно дальше в такой обстановке оставаться. Они нам гвозди в розетки втыкают
Кто? уточняю.
Их группировка, следует ответ.
Из станицы Тацинской редакционная машина сворачивает в сторону Араканцева. По дороге еще раз перечитываю письмо Хохлачевой.
Большая часть посвящена Татьяне Викторовне Клименко, бывшему школьному директору. Понапринимала, мол, на работу родственников и подруг, неизвестно за какие заслуги (автор так и пишет Л.К.) получила для школы (тогда та еще оставалась девятилеткой) учебный кабинет химии стоимостью миллион рублей, из года в год перед началом занятий мобилизовывала всех на уборку школьной территории, покраску стен, наклеивание обоев, выдраивала все до блеска, изза чего была в районо на высоком счету, а в прошлом году даже получила знак «Почетный работник народного образования».
Но в январе, сказано дальше в письме, изза новой системы компенсационных выплат (за проверку тетрадей) вспыхнул конфликт. Учительнице географии Хохлачевой за тетрадки начислили, как она посчитала, непозволительно мало, тогда как другим много. Возмутившись, преподавательница стала рассылать письма. В прокуратуру, районо, администрацию Зазерского сельского поселения, куда входит и хутор Араканцев.
Школу проверили, выявили ряд нарушений. Директору объявили выговор. Та сразу попала в больницу и в марте уволилась. «А летом Клименко и ее подруги, пишет Хохлачева, забрали своих детей и отдали их в Зазерскую школу, чтобы навредить нам, так как учеников осталось мало. Школу реорганизовали в начальную, назначив нового директора, оставив меня и еще двух учительниц из их (видимо, Клименко и ее близких Л.К.) сообщества, а остальных сократили » По тексту письма было также щедро рассыпано: «воровали», «прятали», «по ней тюрьма плачет» и т.д. «Где искать правду, кому жаловаться, кто остановит зарвавшегося чиновника», таков финал письма, позвавшего журналиста в дорогу.
Ох, до чего ж школу жалко! сразу запричитала встреченная по дороге женщина, у которой мы спросили дорогу к хутору и согласились подбросить ее до Араканцева. У меня все дети (шестеро) там отучились, до последнего и внук с внучкой в нее ходили. Но в этом году я их перевела в Зазерскую: наша же теперь только четырехклассная. А вчера в хутор приезжали из Зазерского, выносили из школы наши компьютеры, мебель, чтобы к себе отвезти: смотреть на это не было сил, словно режут поживому Говорят, скоро здание школы вообще закроют, а уроки станут проводить в детсаду
«Пейзаж после битвы»
С Верой Константиновной Хохлачевой корреспондент «НВ» встретилась у нее дома. Вскоре туда пришла и нынешний директор школы Лариса Николаевна Васильевна.
Слушала их обоих и диву давалась. В таком крохотном коллективчике, на таком микроскопическом пространстве и такие страсти! Судите сами.
До перевода в статус начальной в Араканцевской школе были 39 учеников. Теперь остались 19. Шестеро сокращенных учителей сидят по домам (вряд ли их радует нынешнее безработное состояние). Первого класса в школе нет (не оказалось учеников) только второй, третий и четвертый. Работают в них всего четверо педагогов, разделенных (!) на две враждующие «группировки»: В.Хохлачева с Л.Васильевой против Т.Ракитской и О.Журавлевой. Не здороваются, не общаются, при встречах делают вид, что не замечают. Абсурд!
Как же вам удается так работать? искренне изумлялась, беседуя и с той, и с другой сторонами.
Дамы пожимали плечами, хмуро объясняли: а что делать?
Но и этого мало: из обоих враждебных станов летят друг на друга жалобы в официальные инстанции.
В.Хохлачева по поводу атак «неуловимых мстителей».
В ее сторону тоже летят стрелы. Коллега Оксана Журавлева написала на В.Хохлачеву заявление в прокуратуру о том, что та больно дернула за руку ее сына. Родительница М.Соколова обратилась туда же с аналогичной жалобой: Вера Константиновна дергала за больное ухо ее ребенка. В хутор Араканцев по этому поводу уже наведывались работники прокуратуры, ОВД, проводили разбирательства. Работа кипит
Но самый большой шок испытываешь, придя в школу. Ожидала увидеть захолустную развалюху, а вместо этого Все красиво, ухоженно, аккуратнейшая покраска, прихотливая отделка, красочно оформленные стенды, добротная мебель, нарядные шторы на окнах, блестящий паркет
Но тишина и безлюдье в классах пугают: школа похожа на попавший в Бермудский треугольник корабль вот только что на палубе были люди, в каюткомпании еще не остыла чьято недопитая чашка кофе, а судно уже превратилось в призрак. Вот и здесь, чувствуется, еще недавно кипела жизнь, звенели ребячьи голоса, и вдруг летаргия сродни агонии. Пациент скорее мертв, чем жив.
А мне, представляете, до чего больно?! бывший директор Татьяна Викторовна Клименко ведет теперь в школе занятия в кружке и числится за районным Домом творчества. Заговорив, тут же начинает плакать и уже не может остановиться.
Я тут дневала и ночевала вместе с мужем и детьми. Каждый болтик знаю, каждая буковка на любом стенде мне родная, котельную от и до своими руками перебрала. Столько грамот у нас было, в конкурсах участвовали, призовые места завоевывали и все разом рухнуло, изза пустых склок нависла угроза закрытия. У каждого можно найти ошибки, у меня они тоже были, я за них наказана. А уволилась, чтобы положить конец этим «боям» и чтобы все, наконец-то, успокоились. Но нет: такой маленький коллектив, а продолжает штормить. Меня все время склоняют, пишут и пишут, чтото выискивают, когото с кемто стравливают. Да сколько ж можно?!
Совсем не жаль школу?
А чего вы сейчас хотите? спросила В.Хохлачеву и Л.Васильеву. Ведь, по идее, должны быть удовлетворены: Клименко уже не директор, с доплатами разобрались
Ответ обеих учительниц, признавших, что изза школьного конфликта раскололся хутор (« враждуют мужья, семьи»), убийственный.
Было бы лучше, если бы эту школу вообще закрыли, ответили мне учительницы(!). А здание законсервировали.
Вот те на! Зачем?! Ведь если школу закроют хутору конец: очевидная, казалось бы, истина.
«Пока жива школа живет и село», твердят с самых высоких трибун, повторяют в прессе. Не станет школы не будет постоянных жителей, у молодежи исчезнет стимул пускать корни в родных местах, хутор превратится в стариковскопенсионерский уголок и в конце концов естественным путем отомрет.
Против бездумного уничтожения сельских школ сейчас развернулась кампания в СМИ, заголовки статей говорят сами за себя: «Школу спасли значит, Россия выстоит», «Закрыл сельскую школу погубил Россию». Учителя порой идут на героические поступки ради спасения своих «альмаматер». В Иркутской, Саратовской областях педагоги взяли на усыновление по троечетверо детейдетдомовцев. Убив тем самым двух зайцев: и пустующие классы заполнили, и количество сирот уменьшили. Проводят вскладчину ремонты, лишь бы удержать на плаву школыразвалюхи.
Но ведь тут, в Араканцеве, ничего подобного не требуется, здание в отличном состоянии, ученики пока, слава богу, есть, рядом детский садик с двумя десятками малышей: будущие школьники. Зачем же ихто обрекать на трудности учебы в соседнем хуторе Зазерском? Да, возит туда ребят автобус, раз в день их там кормят, но
Одно дело, когда ребенок перебежал через улицу и он уже в школе, а совсем другое отправлять его на целый день в Зазерский, вздыхает Марина Соколова, мать третьеклассника Андрея. Будет уезжать в темноте и возвращаться в темноте, как взрослый человек после работы. Потому что в одном классе могут быть четыре урока, в другом шесть, значит, два урока надо както перекантоваться, поджидая всех, так как автобус делает только один рейс. Нет, это, конечно, тяжело
Однако и заврайоно А.Чернов, и замглавы администрации района А.Забураева не исключают варианта возможного закрытия Араканцевской школы. Детей, как ни крути, маловато, а тут еще «доставшие» всех конфликты
Многих можно упрекнуть за произошедшее со школой, размышляет вслух Ирина Николавна Забураева. Когда скандалы стали разгораться, учителя взирали на это отстраненно, словно выжидая, чья возьмет. Никто никого не остановил, никто ни за кого не вступился. Зато потом и сами попали под сокращение, и статус школы понизился до начальной, а теперь и вовсе ее судьба под вопросом.
Непонятно, зачем в затеянную бучу встрял глава администрации Зазерского сельского поселения Ю.Артеменко, встав на сторону В.Хохлачевой. «А почему выто подключились, ведь в функции муниципалитета образование не входит, это не ваша епархия?» поинтересовалась у Юрия Ивановича. На что он сообщил, что всего лишь переслал письмо В.Хохлачевой в районо. Но такой ответ от лукавого: глава сам приезжал в школу, проводил разбирательство с педагогами, детьми.
К несчастью, пока что не нашлось ни одного облеченного властью волевого человека, который собрал бы оставшихся четверых араканцевских педагогов и сказал: все, хватит, больше ни звука! Работайте, а не воюйте, подвела черту Таисия Максимовна Поддубская.
Говоря попростому, было бы «слишком жирно» терять школу изза учительских ссор и склок, вздорной агрессивности, неумения вовремя остановиться и поставить точку в бессмысленной мелкотравчатой войне. Надо, следует вывод, совсем не любить эту школу, чтобы вести себя с ней столь жестоко, так запросто ее сдавать, следуя принципу: «Так не доставайся же ты никому!».
Надежда одна на главу района. Уважаемый Николай Владимирович Черкасов, очень просим вас: вмешайтесь, защитите школу, не дайте ей погибнуть в водовороте «революционных страстей» педагогического масштаба! А то ведь у нас сеть образовательных учреждений так может совсем сойти на нет, если каждый раз придется приносить чтото в жертву изза конфликтов, напоминающих описанную Гоголем ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Цена вопроса, согласитесь, не соответствует поводу.