В честь и в память о тех, чьей судьбой стало небо, в донском регионе установлено немало памятников. Среди них каменский «Бостон» очень выделятся…
– У каждого из памятников – свои истории и свои легенды, – говорит заместитель руководителя регионального военно-исторического центра «Поиск» Юрий Печеневский. – Однако наш «Бостон» даже на этом очень достойном фоне выделяется.
– «Наш», говорите?
– Американской, конечно, постройки. Но мы к этой истории, что называется, «прикипели». Об упавшем под Каменском самолете, а случилось это событие зимой 1943 года, мы знали давно. Но все никак не удавалось найти свидетелей. Наконец один из жителей станицы Калитвенской вспомнил эпизод своего раннего детства, падение самолета, указал направление, куда он падал. Мы несколько раз выезжали в район предполагаемого падения. Результата долго не было. Наконец удалось найти разброс остатков самолета, стали сужать район поиска и в итоге нашли центр падения самолета «Бостон». Работы велись полгода. Позже удалось найти родственника штурмана Федора Григорьевича Шибина…
О нашем «Бостоне»
В советских авиачастях самолеты этой марки были практически до конца войны. У машины было много плюсов: отапливаемая в отличие от советских самолетов кабина, хорошие по тогдашним меркам летные качества, легкость в управлении, устойчивость в виражах. А вот боевая мощь была явно недостаточна. В результате «американцев» сбивали довольно часто. Особенно самолеты старой модификации.
Летчикам со сбитого под Калитвенской «Бостона» на обновленной, значительно улучшенной версии американской машины полетать уже не пришлось – поставки этой техники начались спустя месяцы после трагедии в донском небе.
Среди обломков найденного «Бостона» попались гильзы и патроны калибра 12,7 (ДШК). Это значит, что модернизацию в смысле улучшения боеспособности конкретной машины все-таки пытались сделать. Пропеллер от сбитого «Бостона» в целости не нашли, так – отдельные фрагменты. Тот винт, который сотрудники ВИЦ «Поиск» укрепили на памятнике, установленном на месте падения этой машины, – многократно уменьшенный вариант. Его сделал своими руками Юрий Печеневский.
О летчиках
Поисковики тщательно, по крупицам изучали архивные данные. Выяснилось вот что. «Бостон III A-20» возвращался после бомбежки железнодорожной станции Зверево, занятой фашистами. На высоте 4700 метров у станицы Калитвенской его атаковал немецкий истребитель. Пилот Людке Хайнц нажал на гашетку… По свидетельствам старожилов два члена экипажа будто бы выпрыгнули из самолета. Но что с ними стало дальше? Третий член экипажа лейтенант Шибин выпрыгнул позже. Из-за малой высоты его парашют не раскрылся, и штурман погиб. Позже его нашли местные жители, сняли награды, забрали удостоверение личности и письма. Переправили все это родственникам. Место захоронения Шибина неизвестно. Летчик Сергей Евдокимов погиб в самолете. Хотя вначале были сведения, что станичники похоронили его после трагедии. По другим данным, он остался в самолете. Среди обломков самолета каменские поисковики действительно нашли останки. Этого погибшего пилота похоронили с почестями в братской могиле. В городе Родники Ивановской области, узнали в «Поиске», живет дочь стрелка «Бостона» Николая Яковлевича Пелевина. Отец, по ее словам, вернулся с войны в 1946 году. Помнит, что он был не в летной форме. Умер от ран в 1957 году...
Вместо эпилога
«Белые пятна» в этой истории остаются до сих пор. Как и в нескольких других: в «Поиске» получали сообщения о местах падения во время войны иных самолетов. Эти адреса еще не проверены. Так что поиск «подземной» авиации продолжится…
В донской столице по проспекту Шолохова открыт мемориальный комплекс «Защитникам ростовского неба». В Таганроге создали музей авиации и авиационной техники под открытым небом. Установили в этом городе и самолет-памятник. Контуры самолета военных лет Ла-5ФМ высекли на обелиске в Шахтах. В Морозовске установили самолет-памятник МиГ-21. В станице Романовской открыли памятник спортивному самолету Як-18ПМ. В Батайске установили памятник в виде рвущегося ввысь МиГ- 21. Его открыли в честь выпускников Батайского военного авиационного училища. В Обливской открыли памятник командиру экипажа бомбардировщика Николаю Дивиченко, погибшему при ее освобождении от немецко-фашистских захватчиков. В новочеркасском поселке Хотунок установлен самолет-памятник в честь летчиков-фронтовиков из 13-й и 55-й авиабригад, 12-го и 81-го (5-го гвардейского) полков авиации дальнего действия, 216-й (9-й гвардейской) истребительной авиадивизии. Памятники героям-авиаторам и самолетам есть в Миллерово, Зверево, а также на территориях ряда войсковых частей, предприятий ВПК, расположенных в донском регионе.
Фото Юрия ПЕЧЕНЕВСКОГО и Александра ПАВЛЕНКО