Дата публикации:
11 сен 2021 г.
В увековечении памяти писателя участвовала наша газета
1151
Повезло Родину защищать
Есть известная фраза о том, что из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», «как из «Шинели» Гоголя, вышла вся наша честная военная проза». Автор этой книги, воевавший за Сталинград и вступивший в те беспощадные дни в компартию, в 1970-х был из нее исключен за несогласие с генеральной линией, уехал в Париж, стал невозвращенцем.В 1983 году он написал автобиографический рассказ со странным и необъяснимым и для него самого названием – «Саперлипопет». В нем – такая строка: «Доски мраморной о том, что родился здесь французский писатель с русской фамилией никогда не будет». Речь о Киеве, родном городе Некрасова.
И верно, в мыслях у него даже не мелькало, что появится такая памятная доска в Ростове, где он не прожил и года.
Будущий автор «Окопов Сталинграда» в Ростов приехал осенью 1940-го. В то время Виктор Некрасов – дипломированный архитектор и выпускник театральной студии при Киевском русском драмтеатре связал свою судьбу с театральной сценой. Работал в провинциальных труппах. В Ростове поступил в Театр Красной Армии. Был актером, участвовал в создании декораций и афиш.
17 июня 1941 года Некрасову исполнилось 30 лет. А 22-го началась война.
Уже на второй день войны Виктор Некрасов во время выступления перед новобранцами испытал чувство стыда. Он прочел им «Победа будет за нами!» Николая Асеева – первое советское стихотворение о Великой Отечественной (его опубликовала газета «Правда»), дошел до последнего четверостишия и понял, что не может его вспомнить.
Некрасов на ходу придумал что-то свое.
Но стыдно ему стало не за самовольную замену, а за то, что ребята идут на фронт, а он читает стихи.
Как рассказывала годы спустя актриса этого театра Варвара Шурховецкая, такое настроение было в труппе у всех. И все написали заявление с просьбой отправить на фронт, но получили отказ: «Ваше дело – вдохновлять бойцов». Положительно вопрос решился только для Некрасова, который владел важной военной специальностью сапера. Остальные ему завидовали: повезло Родину защищать!
В другом автобиографическом рассказе Некрасова – «Мама» – пронзительная подробность тех дней. Его мать – Зинаида Николаевна, врач – жила в Киеве. Им удалось созвониться, когда Киев был уже окружен.
– Я рада, что тебя призвали в армию. Не время сейчас в театре на брони сидеть, – услышал в трубке Некрасов и едва удержался от слез. Это были два самых дорогих друг другу человека, но мать не могла сказать сыну иначе. Не позволяло чувство долга. К тому же по ее «старорежимным» принципам следовало «держать слово, быть всегда на высоте, не лгать, не пресмыкаться».
Пойти добровольцем на фронт, несмотря на бронь – значило быть на высоте.
Ветераны не сдаются
Весной 2001 года в редакцию «Нашего времени» зашел давний наш читатель, ветеран Великой Отечественной войны, подполковник запаса Петр Петрович КОСТЫЛЕВ. Он как-то смущенно, совсем не по статусу и не по званию улыбнулся и неожиданно спросил, считаем ли мы, корреспонденты, что путь писателя Некрасова к «Окопам Сталинграда» начался, считай, из Ростова?
Да, пожалуй, отсюда, образно говоря. Ободренный Петр Петрович задал следующий вопрос:
– Так не поддержит ли «Наше время» идею увековечить память Некрасова в Ростове мемориальной доской?
Мы ответили, что идея – отличная, а где же будет эта доска?
Ответ Петра Петровича заставил усомниться в успешности предприятия: на фасаде Окружного Дома офицеров, в стенах которого когда-то был Театр Красной Армии! Так ведь наверняка найдутся влиятельные люди, которым эта мысль не понравится: невозвращенец – и вдруг доска с его именем на таком знаковом здании, в центре города!
– Столько лет прошло, теперь и белые офицеры в почете, а он – все-таки офицер Красной Армии, награжденный медалями, – тихо, но твердо возразил Петр Петрович и сказал, что это – не его личная инициатива, а целой группы ветеранов. Они готовы ее отстаивать.
Петру Петровичу дали слово на газетной полосе, он пообещал держать нас в курсе дальнейших событий. Иногда забегал в редакцию, сообщал, что дело движется, хотя и с трудом, что появился у инициативной ветеранской группы союзник – Ростовское региональное отделение охраны памятников (ВООПиК).
Рассказывает его руководитель Александр КОЖИН: – Инициатива ветерана Петра Петровича Костылева и его товарищей понравилась в коридорах власти далеко не всем. Был бы Некрасов родом с Дона – тогда еще другой разговор. А то – киевлянин, который проработал на ростовской сцене всего один сезон…
Петр Петрович был уверен, что Ростову впору гордиться пребыванием в нем Некрасова, а ему говорили: найдите подтверждения, что Некрасов действительно работал в этом театре, и не просто числился в составе труппы, а участвовал в постановках. Пусть театральная общественность выскажется по этому вопросу.
Переговоры с местным отделением Союза театральных деятелей, которым руководил тогда народный артист СССР и тоже ветеран Великой Отечественной войны Михаил Ильич Бушнов, довелось вести мне. Бумага сочинялась долго. Михаил Ильич был большой дипломат, выверял каждое слово.
Но решающим, на мой взгляд, во всей этой истории стал тот факт, что уже в проекте текста будущей мемориальной доски было название повести «В окопах Сталинграда». То, что имя города-героя, одного из символов наших побед в Великой Отечественной войне, будет на стене Окружного Дома офицеров, понравилось даже тем, кого к поклонникам творчества Некрасова не причислишь.
В начале декабря Петр Петрович пришел в редакцию «НВ» с радостной новостью, которой мы тут же поделились с читателями: мемориальной доске в честь Некрасова в Ростове быть!
К сожалению, хотя встречались мы с Петром Петровичем не раз, обстоятельного разговора о том, чем так зацепила его книга Некрасова «В окопах Сталинграда», не вышло. Как-то не подвернулся удобный момент.
В этом году, в канун уже 110-й годовщины со дня рождения Виктора Платоновича Некрасова, я перечитала главную повесть его жизни, стараясь взглянуть на нее глазами вчерашнего фронтовика – 22-летнего Петра Костылева, участника Курской битвы, и множества его ровесников (повесть впервые опубликовали в журнале «Знамя» в 1946 году).
В этой небольшой книге – целый срез жизни на фронте: вхождение солдатиков, вчерашних мальчишек, из мирной жизни в войну. Раздумья о причинах наших поражений первых военных дней. Бездумная, губительная показуха штабиста, зазря поднявшего бойцов в атаку и в пику этой тактике – кропотливая разработка планов наступления опытными фронтовиками – так, чтобы с минимумом потерь… И тонкий юмор. И мажорный, но без натужной бравады финал, когда наш молоденький курносый сержант конвоирует длинную вереницу пленных немцев: «Экскурсантов веду… Волгу посмотреть хотят, – и весело, заразительно смеется».
…Открытие мемориальной доски в честь Виктора Некрасова состоялось 3 сентября 2002 года. Вернее, неожиданно для многих на фасаде Окружного Дома офицеров появились сразу две памятные доски. Скульптор Борис Кондаков, который взялся за эту работу, так ею увлекся, что сделал еще и портрет Виктора Некрасова. Обе доски выполнены в технике ручной глубокой рубки, в традициях старых мастеров.
Фото из архива Алексея КОВТУНА (2002 г.)