Двухлетний карапуз отбирает игрушки у «коллег» по песочнице, дерется, бесцеремонно ведет себя с детьми и взрослыми. «Что поделать, — вздыхают на приеме у психолога родители, — лидер!»
Однако Ирина Ветрова с заключением папы и мамы не согласна. Раз в день к ней приводят на прием таких псевдолидеров, на самом же деле — обычных эгоистов.
Родители иногда бывают даже довольны агрессией крохи: «Лучше ждать, когда его обижать начнут? С таким характером по жизни не пропадет». Но от «такого характера» нет спасения ни близким, ни сверстникам, ни воспитателям в садике. И родители, чувствуя неладное, идут к психологам. У психологов же почти на все один ответ: «Ищите причины такого поведения в семье. Начните с себя». И при этом добавляют, что лидеров среди малышей гораздо меньше, чем эгоистов. Лидеры активней проявляются в подростковом возрасте и отличаются от эгоистов тем, что ищут подход к человеку, а не бесцеремонно пытаются добиться чего–то. Лидер ведет, а не управляет. В психологии выделяют 4 типа лидеров.
ХАРИЗМАТИК. Отличается особым дарованием в определенной области. Может быть просто обаятельным, может за ним тянуться «шлейф подвигов», и ребенок этим пользуется. Но в любом случае все действия харизматика ненасильственны. Он — фантазер, ему необходимо быть в центре внимания. Харизматик и сам верит в свои фантазии, а потому бывает настолько убедительным в своих рассказах, что в них начинают верить и окружающие. Харизматики умеют пустить пыль в глаза, но лишь на время. Если появляются другие лидеры, харизматики теряются. Здесь на помощь должны прийти родители. Им следует подсказать идею, которой будет следовать ребенок. Например, если в компании появился кто–то более остроумный, пусть возьмет умением играть на гитаре. А еще мамам и папам неплохо бы научить детей методам конкурентной борьбы. Они пригодятся не только харизматикам.
ДЕМОКРАТ. Он чувствует настроение группы и может ее организовать. Например, если в садике нужно быстро собрать всех на улицу, воспитатель доверит это демократу. Он знает, что кому сказать. Демократы — хорошие организаторы. При этом они радеют за общее дело, поэтому не упиваются собственной значимостью и с легкостью делегируют собственные полномочия другим лидерам, если те оказываются более компетентными. Демократы – гармоничные натуры, не терпящие беспорядка, поэтому такие люди – ценные члены любого коллектива, начиная с семьи и заканчивая работой. Дети–демократы не сразу понимают, что не все их сверстники столь же ответственны и порядочны, как и они. Помочь донести это до демократов должны родители, а еще им неплохо бы развивать в них организаторские способности. Это же прирожденные менеджеры.
АНАРХИСТ. Никого ни к чему не принуждает, он сам так заразительно нарушает правила, что вся компания непонятно почему следует его примеру. Это тот случай, когда кто–то решает намазать двери зубной пастой, и все это делают. Анархисты — творческие, энергичные, склонные к экспериментам. Плохо, что объектами экспериментов становятся другие люди без всякого на то согласия. К очевидным минусам этого типа можно отнести и то, что им важен процесс, а не результат, поэтому они могут бросить дело на полпути. В связи с этим родителям анархистов можно посоветовать следующее: с детства нацеливать на результат (доказывать его важность, например, что им можно гордиться); делать все, чтобы у ребенка не было возможности скучать.
ДИКТАТОР. Единственный тип лидеров, кому не нужны уважение и любовь окружающих. Его принцип: боятся — значит уважают. Ему совершенно непонятно, зачем нужна демократия если есть крепкий кулак. Может он прибегнуть и к шантажу. Диктатор похож на эгоиста, однако он не требует чего–то с пеной у рта. Такой лидер выстраивает вокруг себя иерархию, причем приближает к себе скорее детей зависимых. И это не дружба. Это зависимость. Дети–диктаторы часто вырастают хамами, становятся членами криминальных структур. Обнаружить положительные моменты в их поведении трудно. А причины возникновения такого типа лидерства опять–таки нужно искать в семье.
Что же делать родителям эгоистов и диктаторов?
Во–первых, пересмотреть собственное поведение. Скорей всего, в семьях уже есть эгоисты или диктаторы, и ребенок просто копирует их поведение, кроме того, малышу как–то нужно выжить, и единственный для него выход — стать таким же, тем более что маленькие дети — прекрасные манипуляторы от рождения и превосходно чувствуют обстановку. Во–вторых, родителям не нужно поддерживать непогрешимость этих детей, надо допускать, что они могут терпеть неудачи. В–третьих, папам и мамам необходимо научить маленьких нарушителей спокойствия формам общественно полезной деятельности (кормить птичек, уступать место в транспорте).
К сожалению, в семьях сегодня процветает эгоизм. Родители зарабатывают деньги, мало ориентируясь на то, полезна их работа обществу или нет. Детям не уделяется должное внимание. В таких семьях бывает много запретов. Запреты вызывают негатив. Его ребенок выплескивает на близких и сверстников. Кроме того, ограниченные во всем дети не учатся ответственности сначала по отношению к другим, потом автоматически по отношению к себе. И дальше по жизни они делают уже не то, что должно, а то, что хочется. В конечном итоге счастья это не приносит никому.
Важно учесть и то, что эгоизм формируется благодаря окружению на первом году жизни. Что–то попытаться изменить можно до трех лет, позже — крайне тяжело. Психологам в этом случае совершенно бессмысленно работать только с ребенком, исключительно со всеми членами семьи. Но все ли признаются, что они – эгоисты, что мало уделяют внимания ребенку, что запрещают ему сверх меры? А главное – захотят ли они исправиться? Эгоисты зачастую не желают исправляться даже в интересах собственного ребенка…
Если испытываете сложности в воспитании детей, получить совет психолога Ирины Ветровой вы можете по телефону 8–904–445–12–52.