Окончание. Начало в «Аксинье» № 11.
Методика Зайцева
Николай Зайцев – преподаватель русского языка с многолетним стажем. Свою методику он разработал еще в 80-х годах прошлого века, но большое распространение она получила именно сейчас.
Для обучения чтению по этой системе используют картонные кубики с буквами, которые в зависимости от характеристик звуков (гласный, согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой) отличаются цветом, весом, размером и наполнителем. Деревянный наполнитель обозначает согласные глухие звуки, железный – согласные звонкие. Все это поможет ребенку почувствовать звук, сделать абстрактные понятия осязаемыми.
На кубиках написаны склады букв: «ма», «ра», «в», «п». Не путайте со слогами! Склад – это любая буква, сочетание букв, а слог – слияние гласного и согласного звука или только гласный звук.
К кубикам прилагаются специальные таблицы, которые также помогают запомнить склады. В начале занятия дети пропевают или ритмично проговаривают каждый склад, делают это вместе с педагогом, который во время повторения показывает на каждый склад указкой. Это плюс зрительная фиксация помогают детям быстрее запомнить склады. Как следствие – читать простые слова дошколята начинают через пару недель после первых уроков.
Важно, что обучение проходит в постоянной игре. Автор методики предлагает разные виды игр с кубиками, которые подходят как для групповых, так и для одиночных занятий. Методика не требует длительных занятий. Если занимаетесь дома, достаточно будет и 10–15 минут в день.
– Я использую кубики из системы Зайцева на начальном этапе обучения уже более 10 лет. Мне нравится, что с ними можно придумать много познавательных игр. Дети не сидят постоянно за партой, двигаются – не страдают зрение и осанка. Занятия проходят живо, много соревновательных моментов, которые очень нравятся дошколятам, – рассказывает педагог дошкольного образования Ирина Волошина. – Но при всех плюсах методики у нее есть существенные недостатки – нет букваря, дополнительных текстов для отработки навыков чтения. Также детям, которые занимаются по кубикам, поначалу сложно выделить словосочетание, предложение в тексте. Так что систему Зайцева я беру в комплексе с методикой Н. Буракова, букварем Н. Жуковой.
Считается, что методика Зайцева подходит даже маленьким деткам от 1,5-2 лет. Сначала малыши используют кубики как строительный материал, затем постепенно начинают спрашивать у взрослых – что же такое там написано? В детских и развивающих центрах групповое обучение чтению по этой методике начинают с 3 лет.
– Приступая к обучению чтению, необходимо помнить, что ребенок способен сосредотачивать внимание в течение 15-20 минут, затем ему необходима смена деятельности. Также родителям следует отдавать себе отчет, что основная сфера деятельности детей – игры. Поэтому чем разнообразнее, чем игривее будут ваши занятия, тем лучше, – добавляет Виктория Денисенко. – Не стоит под лозунгом «а сейчас мы будем учиться» принуждать ребенка оставлять интересное ему занятие или любимую игру и садиться «за урок». Таким образом вы только заранее привьете ребенку ненависть к занятиям, и школьные уроки станут для него невыносимы. Преподавайте новые знания в процессе игры. Например, по дороге из садика придумайте песенку «буквы А». Кстати, это отличный способ объяснить ребенку различия между гласными и согласными звуками – первые можно пропеть. Также можно посоревноваться, кто больше придумает слов, начинающихся с буквы «м» или любой другой. Купите плакат с алфавитом, пусть он висит у вас на стене, сначала в качестве картины. Со временем ребенок начнет им интересоваться. Я не использую ни методику Эльконина-Давыдова, ни систему Зайцева. В первой мне не нравится строгость и принцип обучения «от общего к частному», во второй не хватает дидактических материалов.
Но какую бы систему или методику вы ни выбрали, главное – чтобы занятия были в радость. Хорошее настроение у родителя и ребенка – вот один из самых главных компонентов успешного обучения.