Гиперактивность встречается у детей все чаще. Как быть? В помощь родителям – советы психологов и логопеда.
Свои комментарии нам дали специалисты ростовского детского сада № 117. Они отметили: сегодня почти во всех группах присутствуют гиперактивные дети.
Признаки гиперактивности
у детей:
-
Постоянно находятся в движении. Такие дети бегают и прыгают без остановки и даже на стуле или кровати щелкают пальцами или теребят одежду.
-
Не могут концентрироваться (даже фиксировать взгляд).
-
Бывают агрессивными по отношению к сверстникам или к старшим.
-
Плохо приучаются к порядку.
-
Нередко имеют проблемы со сном и (или) аппетитом.
-
Стремятся быть в центре внимания.
-
Несколько успокаиваются после объятий и поглаживания (тактильных контактов).
-
Часто не слышат, что им говорят.
-
На интеллектуальных способностях гиперактивность не сказывается, например, такие дети могут раньше других научиться писать и считать.
-
Ну и что, скажете вы, такие признаки характерны для многих детей. И это так. Поэтому знайте: пара-тройка признаков не говорит о гиперактивности. Диагноз ставится врачом при совокупности признаков после проведении спецобследования не раньше 6–7 лет. До этого возраста детям и так свойственна невнимательность, они нуждаются в объятиях и любят быть в центре внимания.
-
Понять сразу, что у ребенка гиперактивность, трудно. И, случается, за непоседливость и невнимательность малыша начинают ругать в садике, школе, дома. Между тем правильнее всего – создать соответствующие условия для такого ребенка.
Чем помогут специалисты
Воспитатели, учителя и логопеды могут заметить особенности в развитии ребенка и рассказать об этом родителям, помочь скорректировать им поведение чада, посоветовать показать ребенка врачам (психиатру, неврологу), однако окончательное решение остается за мамами и папами.
Анна МАЛЕНЬКАЯ, психолог:
– Среди причин появления гиперактивности у детей есть в том числе и наследственный фактор. Однако чаще гиперактивные дети появляются у родителей со вредными привычками. Иногда гиперактивность является следствием родовых травм.
Елена ГУСАКОВА, логопед:
– Гиперактивные дети редко растут в семьях, где родители ответственно относятся к воспитанию. Такие мамы и папы, как правило, и массажи вовремя делают, и сами с ребенком позанимаются, и к специалистам, если понадобится, отведут, но, прежде всего, следят, чтобы ребенка окружали доброжелательная атмосфера и любящие люди. В этом случае многие особенности развития компенсируются и гиперактивность не развивается.
Мария ГОРЕЛОВА, психолог:
– Не так много родителей готовы прислушаться к словам специалистов и уж тем более им следовать. Мамы с папами часто хотят получить готовый совет, а не рекомендации. Между тем конечное решение остается все равно за ними: водить или не водить ребенка в бассейн, поиграть с ним в какую-то игру или дать планшет, стараться договариваться или действовать в приказном порядке. Я, например, считаю, что не надо давать гиперактивным детям никаких таблеток. Это сделает их заторможенными. На деле же все физиологические проявления гиперактивности при создании благоприятных условий компенсируются, как и поведенческие моменты, такие дети вырастают нормальными, толковыми, контактными людьми, но, конечно, от родителей это требует колоссальных усилий.
Правила поведения с такими детьми
Они такие же, как и с обычными. Но если у детей без гиперактивности какие-то недочеты в воспитании могут не иметь тяжелых последствий, то родителям малышей-вертунчиков нельзя позволять себе ничего излишнего, по большому счету у них нет другого выбора, кроме как быть идеальными родителями.
Самое важное – быть в контакте с ребенком. Понимать, что он чувствует, чего хочет. Так легче и уследить за ним, за тем, чтобы он не навредил себе и окружающим. В садике таких детей стараются держать ближе к воспитателю, но родители – дело другое, они, в идеале, чувствуют своего малыша, а значит, понимают, на что он может быть способен.
Давайте ребенку мелкие поручения. Например, в садике гиперактивные дети любят дежурить (разносить стаканчики, раскладывать карандаши). Так они получают удовольствие и погашают свою двигательную активность.
Дети не должны долго сидеть, а вот двигаться им нужно много (но не переутомляться). Подойдут подвижные игры, занятия спортом, особенно плавание (ребенок избавляется от лишней энергии и расслабляется).
Обнимайте, целуйте, гладьте своего малыша, делайте ему массаж. Любые тактильные ощущения пойдут ему на пользу. Кстати, ребенок гораздо лучше слышит, если во время разговора прикоснуться к нему, например взять за плечо.
Никаких телевизора и компьютера (для детей с гиперактивностью они почти полностью противопоказаны).
Установки должны быть четкими – в одно действие. Не нужно говорить: сложи кубики, а потом мой руки и приходи кушать. Дайте три указания, но только каждое последующее произносите, когда ребенок доделал предыдущее поручение.
Контроль. Такие дети с легкостью могут переключаться на другое дело, не доведя до конца первое.
Развивайте мелкую моторику. Пусть ребенок играет в песок.
Читайте ребенку книжки и обсуждайте прочитанное. Вообще, разговаривайте с ребенком.
Соблюдайте режим изо дня в день.
В семье должна быть доброжелательная обстановка, где никто не повышает голос.
Методы эти должны применяться в совокупности. В противном случае эффекта не достигнуть.
Продолжение следует.