Дата публикации:
4 мар 2019 г.
Как используют интерактивные технологии… в детском саду
1018
Фото/Видео: Екатерина Жукова
Галина ЯВРОЯН, будущий преподаватель начальных классов, ныне студентка 2-го курса ДПК, готовит занятие по робототехнике. Галина сконструировала карусель, которая может крутиться в одну или другую сторону в зависимости от заданной программы.
От телевизора до планетария
Без интерактивных технологий сегодня никуда. Современные дети привыкли к тому, что могут всем управлять. Для них это привычно. Пока взрослые в страхе размышляют, нажать им ту или иную кнопку или не надо, кроха, которая не умеет еще читать и писать, делает правильные нажатия интуитивно. В отличие от многих взрослых современные дети не боятся общаться с «умной» техникой. И вот такая ребятня приходит в детский сад. Конечно, воспитатели должны уметь владеть инновационными технологиями, причем в идеале лучше, чем детвора.В Донском педагогическом колледже это очень хорошо понимают. Студенты обязательно осваивают современные приспособления для работы с детьми. интерактивные столы, песочницы, планетарии, – сегодня они все чаще появляются в детских садах. Что же представляют собой эти предметы?
Интерактивный стол похож на большой сенсорный экран на столешнице. В зависимости от задания или игры ребенок перетягивает или выбирает нужные объекты, выстраивает путь, пишет, читает.
Интерактивная песочница. На первый взгляд это песочница в классическом ее понимании плюс расположенный над ней видеопроектор и датчики в самой песочнице. На песок проецируются различные картинки: горы, равнины, трава, животные, фигуры, буквы, лунная поверхность. Это позволяет организовывать игры, познавательные проекты, делать релаксационные паузы.
Учатся в колледже и готовить программы для работы в интерактивном планетарии. Это купол с проектором внутри. Конструкция помогает создать ощущение присутствия среди планет, звезд. Это вызывает у детей массу впечатлений и помогает легче запомнить увиденное. Только представьте: сидите вы под куполом, а на вас несется планета. Конечно, это впечатляет, а значит, и запоминается.
Приходят дети в восторг и от роботов, сделанных собственными руками из конструктора. Сегодня можно купить уже не просто набор соединяющихся деталей, а систему с моторчиками и программами управления. Удовольствие это дорогое – не каждой семье по карману, а вот в садиках занятия по робототехнике появляются все чаще. Включены они и во внешкольное обучение.
Родителям – не отставать
Идеальный вариант, когда и родители знакомы с новинками современности. Однако здесь, считает Антонина РАДЧЕНКО, преподаватель информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности Донского педагогического колледжа, мамам и папам важно знать не только, как работает устройство, но и не вредит ли оно ребенку.Анна Радченко советует, в первую очередь следите за тем, что делает ваш ребенок: в какую компьютерную игру играет, какой канал смотрит (это должны быть правильные игры и каналы, которые подходят малышу по содержанию и по возрасту).
Не нужно поддаваться желанию «засадить» чадо за экран гаджета, чтоб он просто не приставал к вам. Пусть малыш проведет за любимым занятием 15-20 минут, не больше.
Особенно хороши развивающие компьютерные игры. Прекрасная вещь – игры с джойстиком, они развивают моторику.
Не забывайте, что после занятий с гаджетом ребенку хорошо бы размяться и уж точно не нужно приступать к такому делу, где снова будет сфокусировано зрение – пусть отдохнут глаза.
Минуты радости – часы усилий
Педагоги уверены: при правильном использовании интерактивной техники дети будут развиваться очень и очень быстро. Однако, приводя мнение коллег, Антонина Радченко отмечает, что здесь возникает и ряд вопросов: будет ли справляться мозг ребенка с тем обилием информации, которое стало доступно благодаря использованию новейших информационных технологий (не пойдет ли оно во вред); действительно ли мы вырастим знающего, способного контактировать с миром и природой человека, если о траве и горах он будет знать больше из картинок на интерактивной песочнице?– Палка всегда о двух концах, – говорит Антонина Анатольевна, – и ситуация с интерактивными технологиями – не исключение. Могу сказать однозначно, что их правильное использование в процессе воспитания ребенка делает его гораздо более развитым. Но эти технологии должны дополнять процесс воспитания, гармонично вплетаться в него, а в случае с маленькими детьми – появляться лишь эпизодически. Это требует большой сознательности со стороны родителей, а от воспитателей и учителей просто титанических усилий. только представьте, учителю начальных классов необходимо подготовиться к 4-5 урокам ежедневно. Кроме этого, ему нужно построить урок так, чтобы в него на 10-20 минут вплеталась подача материала с использованием интерактивных технологий. Чтобы это не отбирало лишнего времени, было интересно и познавательно, учителю только на подготовку этого кусочка урока нужно потратить уйму времени и сил. Схожая история – у воспитателей.
Однако в Донском педагогическом колледже никто не сомневается, что все эти трудности преодолимы. Жизнь движется вперед, меняется. Становятся другими дети, а значит, должны меняться и родители, и педагоги.