Дата публикации:
10 июл 2022 г.
Ростовскому ансамблю боди-перкуссии «Шико» – три года. О том, что это такое, как он появился и что дает участникам, мы поговорили с его создательницей Татьяной ЛОГИНОВОЙ.
1278
Старт в пандемию
В ансамбле занимаются дети с особенностями развития, и первая группа «Шико» действительно появилась три года назад. Сегодня в ней занимаются восемь ребят от 14 лет, и именно благодаря их выступлениям и победам для многих родителей стало очевидно: боди-перкуссия – это увлекательно, интересно и полезно. И они обратились к Татьяне Логиновой с просьбой открыть еще одну группу – для ребят помладше. Сегодня в ней – 10 мальчишек и девчонок до 12 лет, и они уже тоже не раз выступали со своими номерами на сценах области и за ее пределами и побеждали во всевозможных конкурсах. «Шико» становился лауреатом I степени Международного фестиваля-конкурса «Рождественские встречи» на Дону, победителем областного фестиваля художественного и технического творчества детей-инвалидов и молодых инвалидов «Творчество без границ».Боди-перкуссия – это игра на собственном теле (body – с англ. «тело», перкуссия – метод медицинской диагностики, использующий простукивание). Боди-перкуссия известна давно, все мы с ней сталкивались, например, играя в ладушки или в народных танцах, где она может идти аккомпанементом в виде свиста или удара ладонями по ногам, рукам, груди. Татьяна, как человек с высшим музыкальным образованием, о боди-перкуссии была наслышана, однако обратила на нее внимание только в период пандемии.
– Мы сидели с дочерью дома и занимали себя всем, чем можно, – рассказывает Татьяна. – Поддержали флешмоб «Здоровье», а он и заключался в выполнении упражнений боди-перкуссии. В результате нас увидели родители особенных детей – таких среди моих знакомых много (Соня у меня – особенная) – и захотели присоединиться. В результате это вылилось в мои онлайн-занятия с ребятней. В таком формате занимались полгода. Потом стали собираться в доме у одной мамы. У нас даже сложилась добрая традиция: раз в неделю мы занимались с детьми по полтора часа, а потом пили чай вместе с мамами. Сегодня найти помещение для занятий не так-то просто (спасибо, добрые люди помогают). Однако, несмотря ни на что, занятия мы ведем регулярно.
Сегодня у «Шико» – два состава, и родители хотят, чтобы коллектив развивался дальше.
Только сотворчество
Уроки по боди-перкуссии начинаются с разминки. Дети под музыку простукивают все свое тело снизу вверх (это могут быть звучные, но безболезненные удары или хлопки по ногам, туловищу, рукам, щекам). Потом ребята становятся по кругу спиной друг к другу и простукивают уже своих товарищей, это интереснее, дает обратную связь. Для детей с ОВЗ такие упражнения очень важны, они развивают представление о пространстве и собственном теле.Чтобы усилить последнее, Татьяна использует еще один вид разминки – под музыку. Двигаясь, дети должны показать, как горит огонь, который вдруг быстро застывает, как двигается пластилиновая кукла, которая неожиданно замирает, – в этом случае чередуется напряжение с расслаблением, растягиваются мышцы. Еще дети играют в мяч, тренируя вестибулярный аппарат.
Потом следует уже сама боди-перкуссия, когда под музыку ребята выполняют хлопки, шлепки, удары по телу, различным поверхностям, используются различные предметы, издающие шумы: стаканы, банки, трещотки, бусы… В итоге получается что-то вроде звучного танца. И у него всегда есть сюжет. О последнем зрители не догадываются, но без него дети попросту не запомнят движений.
– Я работаю по принципу арт-педагогики, – рассказывает Татьяна. – Это значит, на занятиях нет четкого разделения между учителем и учениками – мы занимаемся сотворчеством: вместе сочиняем истории, придумываем движения. Например, сейчас мы разучили композицию «Веселое чаепитие». Ее созданию предшествовали наши размышления о великанах. О том, что они бывают разными и, конечно, добрыми, что у них есть друзья. Дети решили, что друзьями будут мышки, котики, лошади (я сделала об этом небольшой видеоролик, который мы каждый раз просматриваем). И вот вместе звери решили попить чай, как в сказке «Алиса в Стране чудес». И тут мы, ударяя стаканами по столу, показываем, как это делает шустрая мышка, ловкая кошка, добрая лошадь. Руки двигаются определенным образом, ноги притопывают, когда надо, в определенный момент подключаются другие шумовые движения под ритмичную современную музыку. Получается танец.
Завершается любое занятие исполнением разученной музыкально-хореографической композиции.
Ритм и агрессия
Первое, что вырабатывает перкуссия, – чувство ритма. Кроме того, она заставляет задействовать два полушария мозга. Особенные дети на занятиях перкуссией учатся работать в команде – для них это очень важно. Все движения должны быть четкими и своевременными, иначе подведешь весь коллектив, а ребята этого не хотят.После года регулярных занятий многие дети стали лучше говорить. По второму образованию Татьяна – логопед-дефектолог. На занятиях она начала проговаривать поговорки и потешки под определенные движения и ритм – прием связи речи с телом оказался очень эффективным.
Кроме того, занятия дают большой эмоциональный заряд, психологически разгружают детей, оказывают массажный и лимфодренажный эффект, улучшают иммунитет. Но, как оказалось, подходят не всем детям.
– Не каждый ребенок готов стучать по себе или другому человеку – для некоторых эти действия оказываются довольно агрессивными, – рассказывает Татьяна. – Например, моя Соня перкуссией не занимается. Зато, например, у нас есть мальчик-аутист, который постоянно ударяет себя в грудь. Так после наших занятий он успокаивается и бьет себя реже.
Мечты о джембе
Ходят на боди-перкуссию и некоторые родители. Кто – с целью реабилитации после инсульта. Кто – чтобы забыть на час-полтора о бытовых проблемах – для мам особенных детей это очень важно.– Наши родители увлечены боди-перкуссией, и это оказывает положительное влияние на детей, – рассказывает Татьяна. – Если заинтересовался родитель, заинтересуется и ребенок. Наши мамы с папами готовы своими руками делать музыкальные инструменты, искать их где только можно. Сейчас нам очень нужны джембе – африканские барабаны.
А еще члены ансамбля «Шико» мечтают о помещении с хорошей акустикой и ровным твердым полом. Сегодня ансамбль существует за счет энтузиазма его создателя и родителей. Иногда этого бывает мало. Любая поддержка будет для «Шико» незаменима.