В конце прошлого года в издательском доме «Гранд» (Ростов-на-Дону) вышел сборник пьес для детей «Волшебная груша». Автор – актриса, драматург, режиссер Таганрогского камерного театра (ТаКТ) Екатерина Андрейчук
В сборник вошли лучшие ее пьесы, уже нашедшие сценическое воплощение. Это «Волшебная груша», «Две тысячи и одна ночь», «Подкова счастья», «Замок с чудесами». Все пьесы музыкальны, удивительно ритмичны, написаны в стихотворной форме. У автора добрый юмор, занимательно выстроенный сюжет, объемно выписанные сказочные персонажи, у каждого из которых свое лицо, свой характер, своя манера говорить.
– Екатерина Ивановна, «Волшебная груша» – это первая ваша книга?
– Да, первая. Держать в руках свою изданную книгу – большое событие, очень радостное и удивительное. Это, не побоюсь пафосности, мой новый жизненный этап. Перефразируя известное выражение о солдате и генерале, скажу: «Плох тот автор, который не мечтает о собственной книге».
– Таганрогскому камерному театру, который создала режиссер Нонна Малыгина, в прошлом году исполнилось 25 лет. И вы в этом театре со дня его основания. А как вы попали в Таганрог?
– Я родилась в маленьком городе Харцызске (сейчас это ДНР), после школы поступила в авиационный техникум. Болела планерным спортом, занималась в таганрогском авиаспортклубе. После первого курса покинула техникум – поняла, что я хочу летать, а не проектировать самолеты. Работала на заводах и в различных фирмах.
– А как в вашу жизнь пришел театр?
– Получилось так, что театр всегда был со мной. Лет в семь-восемь попалась мне в библиотеке книга, в которой рассказывалось о видах кукольного театра. Там были рисунки кукол и схемы их работы. Я буквально заболела этим. Ужасно хотелось воплотить прочитанное в жизнь. Месяца три я не могла расстаться с этой книгой и очень горевала, когда ее все же пришлось вернуть в библиотеку.
Позже, в трудовом школьном лагере, я пыталась реализовать на сцене кое-что из запомнившегося – очень хотелось поделиться с другими тем, что нравилось мне самой. Например, на свои руки надевала обувь, просовывала их сзади под мышками стоящего перед столом человека. И получался гномик или маленький человечек, который мог смешно подпрыгивать на столе и даже делать шпагат. Детям нравилось, это был мой коронный номер.
В следующий свой приезд в лагерь я уже участвовала в постановке целого спектакля. Мне доверили роль вредной девочки, которая бегала от Бабы-яги. Дали босоножки на высоком каблуке, я бегала-бегала да и упала на сцене. Зал стал смеяться, а я встала и побежала дальше. Меня поразило, что я не растерялась, не сконфузилась, а продолжала действовать на сцене. И уже тогда поняла, что театр – это просто здорово!
А первый настоящий спектакль в настоящем театре я увидела, когда попала в Таганрог и пришла с друзьями в драматический театр имени Чехова. Театр заворожил меня своей красотой, и так волнующе прозвучали первый раз в моей жизни слова: «бельэтаж», «бенуар», «партер».
– Как вы познакомились с Нонной Антоновной Малыгиной? Как она разглядела ваши способности?
– После ухода из авиационного техникума меня одолевало чувство неудовлетворенности. Когда в разговоре с коллегой я посетовала на это, она сказала: «А чего ты ждешь? Сама ищи то, что тебе интересно». Я стала быстро и активно искать. Нашла театральную студию под руководством Нонны Малыгиной. Мир театра оказался удивительным, личность Нонны Антоновны, ее мировоззрение и взгляды поразили мое воображение. С одной стороны, все мои навыки и умения оказались востребованными, с другой – я столкнулась с огромными трудностями – у меня многое не получалось! Это и огорчало, и раззадоривало: «Как так? Почему другие могут, а я нет?» И я работала изо всех сил.
Когда мы делали театральные капустники, надо было придумывать тексты. Это было интересно, ведь стихи я сочиняла лет с пяти, прозу – с семи-восьми. Мне казалось это естественным, я всегда думала, что так могут все. Однако у Малыгиной было другое мнение: «А ты знаешь, как мало хороших театральных сказок для детей? Напиши для нас свою!» И я написала свою первую сказку для театра.
– И пошло-поехало?
– Да. Мои пьесы сразу стали востребованы, все они ставились у нас в Молодежном театре (теперь он называется Камерным).
– Как сочиняются пьесы? Есть рецепт?
– Мне кажется, слово «сочиняются» не очень подходит к данному процессу. Даже когда сюжет будущей истории известен наперед, легко и просто не бывает. А уж если сюжет рождается по ходу написания, то создание пьесы сродни путешествию в неизведанные края: страшновато, весело, азартно и любопытно!
Очень важно лично познакомиться с действующими лицами, ведь именно они расскажут тебе свою историю. Важно не только увидеть всех персонажей снаружи, но и ощутить каждого изнутри. Надо почувствовать их стремления и желания, и лишь тогда ты сможешь идти в ногу с ними. Ведь герой, с одной стороны, – порождение разума, а с другой – достаточно самостоятельное существо, которое невозможно заставить что-то сделать поперек его воли.
Например, в сказку «Две тысячи и одна ночь» Боцман Тук явился сам по себе, без моего приглашения. Просто зашевелились обломки разбитого корабля, и он выбрался оттуда слегка навеселе. Последнее обстоятельство меня обескуражило – пьеса-то была для детей! И я попыталась закопать его обратно. Но не тут-то было! Боцман был убежден, что настоящий моряк должен пить ром, и все дети это прекрасно знают. Получается, он явился и потащил сюжет. В общем, при написании пьес ты и творец своего мира, и его раб. Все это напоминает увлекательную игру.
– Вы окончили Литературный институт имени М. Горького по специальности «драматургия» и Московский институт современных технологий по специальности «театральная режиссура». Но вы и замечательная актриса. Какие роли вам нравится играть?
– Разные. Мне неважно, большая роль или маленькая. Самое главное, чтобы мой персонаж не был похож на меня. И чтобы я удивлялась, почему он так поступает? Почему он так думает? То есть главное – почувствовать этот персонаж изнутри. Своего героя надо сильно любить и пытаться оправдать все его поступки, даже если он неправ.
– Получается, вы адвокат своей роли?
– Скорее да. Но взгляд на персонажа определяет все-таки режиссер. А актер – лишь проводник и выразитель его идей. Например, сатирический подход к пьесе вполне способен превратить актера в прокурора своего героя.
– Вы создаете кукол для некоторых спектаклей Таганрогского камерного театра. Наверное, любовь к театру кукол у вас началась с той самой библиотечной книги?
– Я в этом плане немного мистик: считаю, что каждому при рождении выдается список талантов и способностей. То есть в юном возрасте мы уже знаем, зачем пришли в этот мир. Но по мере взросления, попадая под влияние социума, общепринятых установок, авторитетного мнения родителей, мы как будто забываем о том, что знали. Мне кажется, если по этой причине человек не идет по предначертанному ему пути, он не будет чувствовать себя счастливым.
А если о себе, то думаю, что любовь к кукольному театру была мне выдана изначально, а книга лишь позволила ее вспомнить и осознать. Однажды я взяла в руки только что пошитую нашей художницей голову кукольного кота. Кот в моих руках «ожил» и начал «нюхать» – и это был приговор! До конца своих дней я превратилась в пленницу театра кукол.
– Когда вы занимались в аэроклубе, думаю, много приходилось мастерить своими руками. Эти навыки помогают вам в театральной деятельности?
– Мастерить своими руками мне интересно было с детства. Я все время брала в сарае разные инструменты и что-то пыталась делать, забывая класть их на место. Бедный мой дедушка! Он был слесарем, и ему постоянно приходилось следить, где его внучка и что она делает! Если он отвлекался, то рисковал остаться без молотка или ножовки! Понятно, что результаты моего труда были довольно скромными, но образы необыкновенных приборов и космических кораблей будоражили мое воображение. Как это ни странно, в аэроклубе мои навыки не были столь востребованы. Обслуживать планер – это не создавать его. А вот в театре – да! Декорации, реквизит и куклы делаются с нуля, ты становишься творцом в полном объеме.
– А в жизни?
– То же самое и в жизни. Мне нравится решать всякие технические задачи с творческим подходом. Делаю это не только для себя лично, но и для моих друзей.
– Вы шьете, вышиваете, вяжете?
– Только если это касается театра. Многое приходится делать по мелочи – вшить сломанную молнию, что-то подрубить. Конечно, порой и что-то шью. Но вне театра я это делаю, только если возникает какая-то оригинальная идея. Однако это бывает нечасто, весь мой креатив – в театре.
– Вам нравится готовить? Может быть, есть любимые блюда, которые получаются лучше всего?
– Вот с готовкой у меня как-то не складывается. Хотя могу приготовить все что угодно. Но любить – не люблю. Куда интереснее своими руками обустроить кухню по последнему слову техники!