В редакции «НВ» состоялась прямая линия с заместителем начальника Госжилинспекции Ростовской области – заместителем главного государственного жилищного инспектора Ростовской области Дмитрием Евгеньевичем Агуреевым
– Здравствуйте! Звоню из города Шахты. Меня зовут Василий Николаевич Чумаченко. У меня несколько вопросов. Первый: как будут начислять плату за воду, если счетчик сняли 19 июня и к 19 июля не поставят?
– Здравствуйте, Василий Николаевич, при истечении срока межповерочного интервала прибора учета, начиная с даты замены счетчика в данном случае, начисления будут делать, исходя из средних показаний. Если в течение трех месяцев счетчик не введут в эксплуатацию, то вас переведут на норматив. Если начисления после ввода в эксплуатацию прибора окажутся некорректными — обращайтесь к исполнителю коммунальной услуги. Если это не даст положительного эффекта – в Госжилинспекцию (ГЖИ).
– Телефон Госжилинспекции можно?
– 210-22-16 – телефон приемной.
– Второй вопрос. Переустановили мне электросчетчик. Работу выполнили некачественно. Что делать?
– Здесь вступают в силу нормы гражданского законодательства. Я рекомендую написать претензию в адрес компании, которая вела работы. Укажите недостатки. Меры должны быть приняты. Если все-таки к соглашению вы не придете, можете обратиться в суд.
– Зинаида Петровна Костян из Волгодонска вас беспокоит. У нас хорошие дворники, но, к сожалению, возле дома они появляются редко. Территории за ними закреплены большие, и убрать везде своевременно дворники физически не могут. Значит, нормативы по уборке надо скорректировать, не так ли?
– Санитарное состояние территории должно быть удовлетворительное, и, если этого не происходит, в ответе — управляющая организация. Она обязана выполнять перечень работ, который прописан в постановлении правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Уборка мест общего пользования и придомовой территории входит в их число.
Если вы хотите, чтобы убирали чаще, чем установлено договором управления, то жильцам следует провести общее собрание и на нем установить кратность и периодичность выполняемых работ. Однако такое решение возможно повлияет на величину оплаты за содержание помещений в связи с ростом составляющей платы за уборку придомовой территории.
– И еще вопрос: нужно ли при переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО ) вносить поправки в договор управления многоквартирным домом?
– Нет, никаких поправок в договор управления вносить не нужно. Но на собрании должны решить и четко прописать в протоколе общего собрания, какой вид коммунальной услуги выбрали для перехода на прямой договор.
С какой РСО собственники его заключают и с какого срока планируете это сделать. В течение 10 дней РСО должна быть уведомлена о вашем решении инициатором общего собрания. В ее адрес направляется копия протокола собрания. На этом все ваши действия окончены.
– Спасибо!
– Вас беспокоит Ирина. Я из Ростова. Хотелось бы узнать, есть ли механизмы воздействия на собственников, которые не поддерживают в чистоте общую территорию, а их квартира, судя по всему, является рассадником тараканов?
– Если мусор и насекомые – в местах общего пользования, претензии – к управляющей организации. Она обязана содержать места общего пользования в должном состоянии. В первую очередь обратитесь туда. Если нарушения продолжаются, можно обратиться в орган местного самоуправления. Они выйдут на место и, в случае установления факта бесхозяйственного обращения с помещением, нарушения прав соседей, право собственности может быть прекращено, и такое жилье будет продано с публичных торгов на основании статьи 293 Гражданского кодекса РФ.
– Максим Петрович Тронь, адвокат. Последнее время граждане все чаще обращаются за юридической помощью из-за того, что у управляющих компаний (УК ) отсутствует ресурсный договор, то есть управляющие компании не заключают ресурсные договоры, не выполняют их и, соответственно, нарушают управление домом. Какие меры принимает ГЖИ для устранения таких нарушений? Как это влияет на качество услуг?
– Отвечу сначала на первую часть вопроса. Согласно лицензионным требованиям, управляющая компания должна быть исполнителем всех коммунальных услуг, оказываемых в доме. Отсутствие договора на услуги, если этому не предшествовало решение общего собрания о переходе на прямой договор или такой договор был расторгнут по инициативе РСО в связи с наличием задолженности у управляющей организации в сумме, превышающей оплату за два и более расчётных периода, – это нарушение. ГЖИ, проведя проверку и выявив такие факты, выдает предписание на устранение выявленных нарушений.
Теперь отвечу на второй вопрос. В силу требований действующего законодательства исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация или РСО) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества. Эта норма закреплена постановлением правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно последним изменениям в Жилищном кодексе, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 ЖК РФ). Внутри дома за качество коммунальных услуг отвечает УК. Сегодня, какие бы вопросы по качеству услуги ни возникли, все они адресуются в управляющую организацию.
Даже если причина не в ней, она сама обязана взаимодействовать с РСО до устранения нарушений.
– Надежда Алексеевна Ткачева вам звонит. Слышала, что сегодня есть прецеденты, когда подвальные помещения в многоквартирных домах, ранее перешедшие в собственность частных лиц, могут по суду быть возвращены в собственность жильцов дома. Так ли это?
– Этого мнения придерживается минстрой России. Ведомство считает, что все ранее совершенные сделки по отчуждению общего имущества в силу закона должны быть признаны ничтожными, но ГЖИ не наделена полномочиями обжаловать сделки такого плана. Решение данного вопроса возможно в судебном порядке.
– Рафаил Хайрулович. Здание на Буденновском, 37 — памятник регионального значения. Проведение косметического ремонта здания к чемпионату мира — это правильно. Но мундиаль закончился. А в здании, где издавна был издательский комплекс, — жуткая разруха.
– Контроль за надлежащим техническим состоянием административных зданий к компетенции ГЖИ не относится. Мы осуществляем контроль за жилым фондом любой формы собственности. Здесь все вопросы должны быть согласованы с архитектурой города. Раз работы ведутся, значит, все должно быть согласовано. В любом случае по данному вопросу я рекомендую обратиться в администрацию Ростова.
– Анна, Ростов. Имеются ли сегодня факты, подтверждающие, что собственников за долги за пользование услугами ЖКХ могут выселить из квартиры?
– Вопросы возмещения задолженности решаются в претензионном порядке, а при недостижении положительного результата – в судебном. При этом лишить квартиры за долги собственника не могут, если это – единственное жилье. Но вообще рассмотрение таких моментов не относится к полномочиям ГЖИ.
– А кто может сориентировать по этому вопросу?
– Тут необходимо обратиться к сложившейся судебной практике, информацию о которой можно найти в сети Интернет.
Продолжение следует...