Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Собеседник / №251 от 17 Августа 2018 г.

Капитан крылатых кораблей


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Сергей Писарев верит, что на Дон вернутся «Ракеты», «Метеоры» и «Восходы»

Капитан Писарев и его крылатый «Метеор».

Неслучайные параллели

Считается, что человек, который работает на речных судах, непременно мечтает или мечтал когда-то о морских кораблях и дальних плаваниях.

Сергей Николаевич Писарев почти полвека был капитаном пассажирских речных судов на подводных крыльях. При этом он благодарен судьбе за то, что связала его именно с речным крылатым флотом: «Ракетами», «Метеорами», «Восходами».

– В вашей жизни не случилось искушения морским простором? – спрашиваю капитана.

– Случилось, причем еще в школьные годы. Когда я учился в классе, наверно, пятом, мой старший брат, в дальнейшем – капитан-директор БМРТ (большого морозильного рыболовецкого траулера) на Балтике, был штурманом на кораблях Азовского пароходства. Они курсировали по Азовскому морю, заходили в Черное. Однажды на летних каникулах брат взял меня в рейс.

Сергей Николаевич вспоминает, что сама атмосфера корабля ему понравилась, но вот морская романтика почему-то не увлекла. Дон, родные берега с их живописными красотами, а Писаревы родом из приазовского Рогожкино, показались милее.

Детские впечатления подтвердились три года спустя, когда отец Сергея Николаевича упросил капитана буксирного катера, принадлежавшего рогожкинскому рыбхозу, взять младшего сына на свое судно матросом. Капитана смутил его возраст: всего-то 15 лет… Но у Писаревых – репутация людей ответственных и работящих. Просьбу капитан уважил, а юный матрос, убедившись в том, что речное судоходство – это его призвание, вскоре поступил в ремесленное училище речного флота.

Можно усмотреть добрую иронию судьбы в последующих вехах его биографии. Ведь моториста-рулевого судов речного флота Сергея Писарева направят служить на флот, но только… воздушный. А еще через несколько лет он начнет работать на пассажирских судах совсем молодого еще тогда крылатого речного флота. (Интересно, что в свой экспериментальный рейс «Ракета» – первое отечественное пассажирское судно на подводных крыльях – вышла 25 августа 1957 года. За два дня до того, как Сергею Писареву исполнилось 19 лет).

«Космические» названия («Ракета», «Метеор», «Восход») пассажирским кораблям на подводных крыльях давали неслучайно. Наступала эра освоения Космоса. Это вдохновляло не только авиа­конструкторов. Да и скорость «Ракеты» и «Метеоры» набирали такую (до 60 километров в час), что, казалось, – летают!

Благодаря речным крылатым судам пассажиры сравнительно беспроблемно добирались до тех населенных пунктов, автобусное сообщение с которыми отсутствовало или было затруднено. Можно только представить, какой популярностью пользовался этот водный транспорт.

– Сергей Николаевич, «Ракет» и «Метеоров», хотя они и появились уже во второй половине ХХ века, коснулись старинные морские суеверия?

– Одно из самых известных суеверий заключается в том, что женщинам на корабле не место. Экипажи судов крылатого речного флота его переосмыслили, и появился такой обычай: ступить на борт корабля, отправляющегося в свой первый рейс, должен пассажир-мужчина.

– Женщины ведь даже входили в состав экипажей крылатых судов?

– Бывали даже женщины-капитаны, и причем хорошие капитаны! Но чаще женщины работали на таких судах бортпроводницами. На работу нередко приходили с цветами. Обычно экипажам выдавали небольшие средства на букетики для создания комфорта в пассажирской части корабля, в частности, в буфете, но бортпроводницы вдобавок к этому нередко приносили еще цветы из своих палисадников или полевые, собранные по дороге на работу: многие из них жили в сельской местности.

– А бутылку шампанского о бок «Ракеты» или «Метеора» разбивали?

– Честно говоря, этот обычай я видел только в кино, в эпизодах с морскими лайнерами. Довелось присутствовать при рождении «Ракеты» и первом спуске на воду, но шампанским на удачу ее не окропляли.

…«Ракеты», «Метеоры», а затем и «Восходы» строили в Феодосии. Однажды Сергея Николаевича и его коллегу командировали туда с заданием перегнать в Ростов, на базу Волго-Донского пароходства, новорожденную «Ракету». Когда они приехали в Феодосию, на судостроительном заводе им показали остов корабля и сказали, что это и есть их будущая «Ракета». Строила судно целая бригада, работала быстро. Уже через две недели полностью готовая «Ракета» успешно прошла все испытания, которые проводили там же, в Феодосии, и отправилась в Ростов.

 

Три оборота на счастье

– Сергей Николаевич, вашими пассажирами часто были станичники и хуторяне, среди которых немало любителей народной песни. Импровизированные концерты на борту происходили?

– Бывало, что на борту продолжались проводы призывников в армию, начатые дома. Родные, друзья ехали вместе с ними до самого военкомата, среди провожающих обязательно был баянист.

Для земляков, призывников-рогожкинцев, у меня был свой ритуал. Корабль недалеко от родного причала делал три разворота на счастье, гудки, сирена, и – в Азов, где находился военкомат.

Нередко мы возили свадьбы, которые игрались в два этапа. Отгуляв в одном месте, к примеру, в доме невесты, молодые в сопровождении друзей и родственников ехали на родину жениха. Это были самые звонкие рейсы. Свадьба пела и в пути, и на остановках.

– А свою свадьбу вы тоже играли на корабле?

– Нет, да и не работал я тогда еще на крылатом флоте. Но познакомился с будущей супругой благодаря другу-моряку. На ростовской набережной.

Тут к нашему разговору присоединилась жена Сергея Николаевича – Людмила Павловна – и рассказала, как однажды двоюродный брат перед уходом в дальнее плавание предложил познакомить со своим товарищем. Она согласилась, но только если этот товарищ не связан с кораблями, поскольку в семье уже есть два моряка. Брат заверил, что парень учится в секретном институте.

– Что это за «секретный институт», я поняла уже через полчаса знакомства, – улыбается Людмила Павловну. – Ведь всю дорогу Сережа рассказывал мне о кораблях…

Прошлой-зимой.jpg

А через несколько месяцев Сергей и Людмила поженились. Земляки Сергея помогли сделать торжество волшебным. Была зима, снежная-преснежная. Молодые зарегистрировались в Ростове, поехали гулять свадьбу в Рогожкино. Путь пролегал через Азов. Там и встретила их приготовленная земляками жениха тройка с бубенцами.

И вот прошлой зимой Писаревы отметили уже свою изумрудную свадьбу: 55 лет вместе.

 

В Китай
не пустил бора

На флоте многие верят, что не только у людей, но и у кораблей есть своя судьба, от которой не уйти.

У Сергея Николаевича Писарева в подтверждение этой мысли имеется своя история. В перестройку тяжелые времена настали не только для работников речного транспорта, но и для их кораблей. Волго-Донское пароходство тогда реорганизовалось, раздробилось. Ряд рейсов, которые совершал крылатый флот, признали нерентабельными и ликвидировали. Одни корабли сдали в аренду, другие и вовсе пустили на металлолом.

Шести «Метеорам», для которых больше не находилось работы на наших реках, казалось, повезло. Их купили китайцы, и не ради металлического корпуса, а чтобы использовать по прямому назначению. План был такой: донские специалисты приводят эти «Метеоры» в Новороссийск, там их ставят в трюм океанского грузового теплохода, и он везет эти корабли, а также сопровождающих их донских специалистов в Поднебесную. В порту прибытия теплоход встречают команды китайских речников. «Метеоры» спускают на воду, китайские экипажи вместе с донскими специалистами ведут их к месту приписки, чтобы крылатые корабли еще долго-долго радовали китайских пассажиров.

Светлое будущее шести «Метеоров» перечеркнул бора, а бора – это хуже шторма. Это холодный ветер, который, пройдя через возвышенность, набирает такую силу и скорость, что в мгновения сметает все на своем пути.

В тот злосчастный день 6 ноября 1993 года, когда Сергей Николаевич и его коллеги ожидали погрузки «Метеоров» на океанский теплоход, бора атаковал Новороссийскую бухту. Спаслись дончане чудом, а «Метеоры» бора потопил.

Больше месяца китайская сторона не теряла надежды поднять «Метеоры» со дна и все-таки доставить в Поднебесную, но потом решила: чем так заморачиваться, лучше получить за них страховку.

«Счастливчики» корабли остались на дне, а сопровождавшие их шестеро специалистов вместо большого завидного путешествия в Поднебесную вернулись в Ростов и услышали, что обеспечить их работой пока не представляется возможным. Работа есть только для одного при условии, что он согласится переквалифицироваться из капитана в охранники…

Правда, для капитана Писарева ситуация вскоре изменилась: его опыт и квалификация вновь оказались востребованы речным крылатым флотом. Другое дело, что сама донская история таких судов приближалась к завершению. В отсутствие государственной поддержки крылатый флот на Дону погибал.

 

Крымский огонек надежды

Сергей Николаевич говорит, что дорогие его сердцу суда крылатого речного флота – «Ракеты», «Метеоры», «Восходы» – часто видит в телесериалах, в которых показывают Петербург. Эти корабли в кадрах – как красивая деталь нынешней реальной жизни города. На них возят экскурсии по памятным историческим местам.

Капитан Писарев уверен: экскурсионные маршруты на кораблях крылатого флота увеличили бы и туристическую привлекательность Ростовской области. Они могли бы курсировать хотя бы в двух знаковых направлениях: один – от донской столицы до Азова, другой – до станицы Старочеркасской.

Кстати, четыре года назад на областном уровне обсуждалась идея и более продолжительного маршрута – от Таганрога до Ейска и Керчи. Правда, расценили эту идею как красивую, но экономически неперспективную.

И вот совсем недавно в СМИ появились сообщения, которые ростовского капитана крылатых кораблей Сергея Николаевича Писарева не могут не радовать: «Состоялось возрождение советской легенды на новом качественном уровне безопасности и комфорта… «Комета», которую называют морской версией «Метеора», вернулась в Крым… Водная магистраль вновь связала Севастополь с Ялтой».

Хочется надеяться на то, что возвращение легенды советского крылатого флота в родные гавани будет продолжаться. Что не за горами время, когда и по Дону снова пойдут крылатые корабли с космическими именами: «Ракета», «Метеор», «Восход».

 

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Про налоги, кассы и спокойную жизнь
На вопросы читателей «НВ» отвечает руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Дмитрий Фотинов.
Про налоги, кассы и спокойную жизнь
Полтора часа наши читатели атаковали вопросами руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Дмитрия Фотинова. Ответ...
Птицы по соседству
Избавиться от ласточки, приручить сову, отвадить от дома иволгу... Необычные истории, в которых потребовалась помощь орнитолога
Секреты здоровья от Лео Бокерия
Лео Бокерия. Имя этого замечательного врача, делающего самые сложные операции на сердце, известно всем. Вот и сейчас, когда ему уже под 80, продолжает...
Борис ШТЕЙНБЕРГ: «Не позволяйте возрасту на вас давить»
Доктор технических наук, профессор Института математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета Борис ШТЕЙНБЕРГ решает сложные ...
В этом номере