Дата публикации:
3 фев 2024 г.
Каждому хоть раз приходилось обращаться к услугам мастеров по ремонту бытовой техники и оборудования. Чаще всего их находят по объявлениям на сайтах, в газетах или просто на столбах. После таких встреч может прийти осознание, что вас просто развели на деньги.
656
Фото/Видео: Любовь Позднякова
Опытный ростовский адвокат Оксана Кладовая знает о важных моментах заключения договора и отстаивании своих прав.
Дело – труба
Ростовская пенсионерка Людмила Григорьевна теперь знает, чего нельзя делать и на что обращать внимание, пригласив мастера по ремонту.– Ни в коем случае не отдавайте сразу всю сумму до выполнения работ – только после проверки качества, – советует Людмила Григорьевна, наученная собственным горьким опытом.
Совместно с племянницей, тоже пенсионного возраста, имеет дачный участок недалеко от Ростова. В холодное время года использовали «буржуйку». Такие металлические печи для обогрева были популярны в первой половине XX века. Возрождение потребности в них совпало со временем массового выделения в СССР садово-дачных участков. По-прежнему используются в быту.
Печка в домике Людмилы Григорьевны помогала поддерживать тепло, но из-за неполадок в трубе при восточном ветре весь дым оказывался в помещении.
На столбе на остановке автобуса увидела объявление об услугах печника. Позвонила. Думала, профессия несовременная, мастер будет в летах, а пришел на удивление молодой парень.
Обещал все исправить за 160 тысяч рублей – требовалось поднять трубу на метр. Людмила Григорьевна сейчас не может объяснить, как согласилась на такую сумму и в тот же день отдала печнику все «похоронные» деньги, которые собирала с пенсии.
Когда попросила расписку, печник попытался отмахнуться: «У нас на миллионы заказы делают без всякого». Потом взял все же бумагу, где указал сумму и внес паспортные данные.
Проверить сразу качество работ не представлялось возможным, так как не было проблемного восточного ветра. Когда же он через несколько дней подул, стало ясно – ничего не изменилось. Вновь дым в доме коромыслом.
Сначала горе-печник обещал приехать, но не появлялся, потом начал задавать встречный вопрос типа «...ну а что я сделаю?» И вот настал момент, когда он вовсе перестал отвечать на звонки.
– Решила поехать к нему домой, поговорить с родственниками, чтоб повлияли, парень ведь молодой, – Людмила Григорьевна поэтапно восстанавливает в памяти, как все было. – Но вдруг заметила, что адреса в расписке нет. Отправилась в полицию Аксайского района, так как он говорил, что оттуда. Я не собиралась писать заявление, просто хотела, чтоб мне помогли найти адрес по паспортным данным. Все еще надеялась договориться по-хорошему, тем более была уверена – парень из армянской семьи, а это мастеровитый народ. Но подошедший ко мне сотрудник при звании сказал, что искать нужно среди цыган...
Узнав о визите Людмилы Григорьевны в полицию, печник все же приехал. «А это эксперт из Краснодара», – представил стоящего рядом и визуально похожего на него мужчину.
Эксперт или нет – так и осталось неясно, но подниматься вверх и смотреть трубу он отказался, сославшись на свою чистую одежду.
Сейчас, по прошествии трех месяцев, Людмила Григорьевна окончательно осмыслила произошедшее и смирилась с тем, что ее деньги вылетели в трубу. Осталось единственное желание – предупредить остальных, чтобы были внимательными и не столь доверчивыми.
Барабан был плох или нет?
Стиральная машина ростовчанки Надежды перестала вращать барабан. Почему? Да кто это знает лучше мастера сервисного центра, решила современная образованная женщина и нашла координаты в интернете.Уже на следующее утро приехал мастер. Сразу поразил тем, что на входе переобулся в собственные тапочки и основательно расположил свою внушительную ремонтную сумку перед ванной комнатой, где установлена стиралка.
Через минут десять сообщил, что снял мотор на профилактику (диагностику) и требуется предоплата 3000 рублей.
Может, все-таки дело в ремне, предположила женщина. Вскоре после приобретения машины уже случалась поломка с подобными симптомами. Мастер удивленно вскинул бровь: мол, откуда такие познания.
На вопрос, сколько все-таки будет стоить ремонт, ответил уклончиво: «Ну, диагностика-профилактика мотора не дороже пяти тысяч рублей, ремень посмотрю, какой там есть, до полутора тысяч, думаю, уложимся, и еще моя работа, сколько узлов, пока не могу сказать...»
– Знаю, ремень стоит в пределах полутора тысяч, поэтому в уме прикинула, что общая сумма получится 7000–7500 рублей, – говорит Надежда. – Первым интуитивным сигналом о том, что попала не в те двери, стал звонок мастера буквально через два часа. Мол, готов ехать к вам обратно: диагностика-профилактика мотора произведена. Удивилась такой скорости и начала предполагать, что это развод. На тот момент меня уже не было дома, поэтому перенесли встречу на следующий день.
Мастер не явился. Личный номер не отвечал, на сервисном – обещали найти пропажу. Через пять минут нашелся. Сам перезвонил, объяснил, что вне города, сломалась машина, ну и так далее.
– Через два дня объявился утром на пороге внезапно, опять со своими тапочками и сумкой с мотором. Возился с отвертками минут 20, потом сообщил, что все готово и показал вращающийся мотор. С меня 10 300 рублей, – вспоминает Надежда. – Сел заполнять свои бумаги. Попросила копию. Из нее следовало, что ремень стоит 1500 рублей, установка 500 рублей, а вот ТО снятого двигателя – 4700 рублей и плюс монтажи-демонтажи в общей сложности 1700 рублей. Такая арифметика! Чтоб разобраться с тем, что в реальности чинил мастер, нужно еще полжизни. У меня такого времени нет. Но выводы для себя сделала.
А как по закону
Описанные ситуации подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».Потребитель – гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
– Первый этап при обращении за оказанием услуги – заключение Договора. Обычно исполнитель предоставляет свой бланк. Нужно сверить указанные там паспортные данные – ФИО, дату, место рождения и регистрации. Так как если исполнитель является ИП – из онлайн-выписки ЕГРИП увидеть потом адрес будет невозможно. А это потребуется в случае судебного спора, – советует опытный ростовский адвокат Оксана КЛАДОВАЯ.
Итак, это важно!
– В строке «предмет договора» подробно излагается, какие именно услуги или работы должны быть оказаны-проведены.– Если есть смета, указать в виде ссылки на нее и приложить к договору.
– Подписи на каждой странице.
– В случае, когда услуга связана с ремонтом бытовой техники, необходимо подробное описание ее состояния, в чем именно поломка.
– Оформите акт передачи техники.
– Если оплата переводится на расчетный счет, карту исполнителя (подрядчика), он должен выдать чек (бумажный или электронный).
– Если предполагается в ходе исполнения договора обмениваться сообщениями в мессенджере или по электронной почте, надо указать, что такие сообщения имеют юридическую силу. Зафиксировать номера телефонов, адреса электронной почты.
– Нельзя сразу подписывать акт выполненных работ (услуг). Только после принятия работ! Если будут претензии по ремонту, об этом нужно сделать пометку в акте.
– Обязательно указать сроки, стоимость и порядок оплаты.
– Все пустые места и пропуски в договоре должны быть заполнены.
Из практики адвоката Оксаны Кладовой: очень часто заказчику приносят договор, подписанный посторонним лицом. Говорят, что ИП зарегистрировано на другого. Сложно (порой невозможно) будет доказать отношение такого договора к возникшим правоотношениям.
Если исполнитель по своей вине нарушил сроки, потребитель вправе: назначить новый срок; привлечь третьих лиц за разумную плату или выполнить работу своими силами, потребовав от исполнителя возмещения понесенных затрат; требовать уменьшения цены за работы (оказание услуг) или вообще отказаться от договора, но не в том случае, когда она уже принята.
Если работу приняли, видимых нарушений не зафиксировали, но потом обнаружили, что неисправность не устранена или устранена не полностью, нужно направить требование исполнителю о проведении экспертизы причин недостатков. Важно будет установить, кто виноват.