Наше время

Поцелуй с Байкалом. Эконом-вариант путешествия к жемчужине Сибири

Дата публикации:18 апр 2022 г.

Наш корреспондент отправился за пять тысяч километров, чтобы доказать: побывать на Байкале по карману не только богачам.

Мечту откладывать не нужно
Я давно мечтала увидеть Байкал. В этом я не оригинальна: по опросам, больше всего россиян хотят отправиться в отпуск именно туда. Правда, отпугивают цены и мороз. Вот и я так долго откладывала это путешествие. Оказалось, зря...
Когда ехать?
Местные жители и заядлые туристы убеждают: за свою жизнь на берегу Байкала нужно оказаться как минимум четыре раза — в каждое из времен года. Самый высокий туристический сезон здесь с июля по август, когда озеро утопает в зелени. Но даже летом здесь может быть холодно — погода непредсказуема. Не так важно, когда вы поедете, в чемодане обязательно должны быть теплые вещи. Второй по популярности сезон — с февраля по апрель. Я и хотела увидеть лед Байкала во всей красе, вот мы и очутились там под конец марта. Это по-байкальски еще зима. В этом году она оказалась аномально теплой, что нас порадовало, и аномально безветренной, что огорчило. Ветер хоть и пронизывает туриста насквозь, но зато выдувает снег со льда. Иначе не увидеть те самые узоры и трещины...
Как подготовиться?
Пилот самолета по приземлении в Иркутск жизнерадостным голосом сообщил о каких-то… минус 27 градусах. Первые шаги до трапа, потом — и по Иркутску… тепло. Здесь минусовая температура ощущается совсем не так, как в Ростове. Другое дело — ветер на открытой территории и высотах. Вытерпеть его можно, но комфортными такие прогулки не назовешь. Так что просто берите все зимнее, что есть. Меня и спасала многослойность. Из обязательных вещей, которые надо приобрести перед поездкой, я бы выделила высокие термоноски, антистатик и термозащиту для волос, перчатки с сенсорными пальцами — гулять и фотографировать захочется много.
Как добраться?
Путь хоть на поезде, хоть на самолете держать нужно в Иркутск или Улан-Удэ. Туда из Ростова прямым рейсом добраться не получится. Поэтому сначала путь держим в Москву. Билет на автобус обойдется примерно в тысячу рублей. Туроператоры говорят, что в Бурятию перелет будет стоит меньше. Смотрю на сайте авиакомпаний: в марте и апреле выгоднее лететь лоукостером в Иркутск. Билет в одну сторону — около семи тысяч, не забываем об отдельной оплате багажа — провезти чемодан будет стоить от тысячи до полутора. На поезде дорога обойдется в восемь тысяч, и ехать придется четыре дня в плацкарте. Более выгодной такая поездка может оказаться в конце весны и летом, когда авиаперелет стоит 13 тысяч, а ж/д — девять. Вернуться обратно, может, после встречи с Байкалом и не захочется. Но на всякий случай закладываем стоимость билетов и обратно. Туристические достопримечательности на Байкале находятся далеко друг от друга. На общественном транспорте добраться до самых популярных можно, но на дорогу придется потратить много времени. Выгодным решением будет взять машину напрокат — сэкономите время, переплатите немного.
Где жить?
Туристическими считаются поселки Листвянка и Хужир. Здесь все предназначено для путешественников. Большая часть домов — под жилье. Отелей и гостевых домов не так много, больше все-таки частного сектора под сдачу. Далеко не все предложения есть в интернете. Немало тех, кто ограничивается одними табличками на заборе своего дома. Разброс цен — довольно большой. Видела надпись на доме «1 000 в сутки», натыкалась в интернете и на апартаменты в отеле с ценником в 200 тысяч за ночь. Мы жили в «Усадьбе Никиты Бенчарова». Это местная достопримечательность и гордость Ольхона. Владельцы колоритных деревянных домиков — семья общественников, которая освободила здешние места от гор мусора, устраивает досуг местным детям и реализует экологические и культурно-просветительские проекты. Жилье здесь обойдется в зимний сезон от трех до семи тысяч в сутки.
Где и что есть?
Выбирать кафе и рестораны нужно осторожно — легко отравиться. Те же гиды советуют есть в тех местах, которые кто-то из знакомых порекомендовал. В видеоблогах мы нашли хорошие отзывы о кафе бурятской кухни «Ханза» в Иркутске, где мы и взяли традиционные позы, пельмени по-таежному, баранину в сметанном соусе, суп с кониной. За такой плотный ужин мы отдали около полутора тысяч рублей на двоих и остались довольны — попробовать блюда точно стоит. Отдельно надо рассказать о дегустации омуля. Это — гастрономическая визитная карточка. Местные даже говорят: «Не попробовал омуля — не был на Байкале». Потому все туристы так охотно первым делом отправляются на его поиски. А между тем, омуль к промышленному вылову запрещен, и часто за него выдается другая рыба. Нам удалось попробовать свежего омуля в кафе «Lake» на территории усадьбы, где мы и жили. Рекомендую сразу брать омуля под солью — помимо того, что это невероятно вкусно, так еще и эффектно подается. Омуль в сметане тоже не уступает. В общем-то, способов приготовления рыбы много, домой можно взять вяленого или сушеного… Избавить себя от неприятного запаха можно с помощью популярной здесь смолки — жвачки из смолы. Ее еще часто везут домой в качестве сувенира. Продается во всех продуктовых магазинах.
Чем заняться?
Заранее нужно продумать досуг. Бесцельно гулять по льду Байкала долго не получится — замерзнете. Конечно, сориентироваться можно и на месте — в туристических населенных пунктах много палаток с предложениями экскурсий и проката снаряжения на любой карман. Но если уж мы решили путешествовать бюджетно, то вместо вертолета выбираем «буханку», а вместо хивуса — велосипед. Стоит также посмотреть на нерп, посетить музеи, взобраться на вершины гор, загадать желание у столбов сэргэ, покататься на коньках по льду, отправиться на поиски застывших пузырьков метана… Занятий может быть масса, их только нужно продумать и вписать в маршрут. Или последовать за нами..
Первый день на Байкале: Иркутск — Листвянка
В Иркутске мы были уже в восемь утра. Сразу же из аэропорта нас встретил владелец автопарка и передал в пользование машину напрокат. Квартиру мы забронировали на Авито и договорились заехать в нее вечером. Советую сразу отправиться на Центральный рынок Иркутска — проникнуться атмосферой, приобрести сувениры и местные вкусности. Дальше путь держим в поселок Листвянка — ближайшая туристическая точка на берегу Байкала. Задерживаться там надолго нет смысла — обойти окрестности можно за день, а чистого льда там практически и нет (он прячется под толстым слоем снега). Кстати, в интернете есть круглосуточные трансляции с камер видеонаблюдения — можно отслеживать состояние льда. Поздороваемся с Байкалом в месте, где берет начало Ангара — единственная река, вытекающая из озера. Ее воды такие теплые, что не замерзают даже в самую суровую зиму. Еще красивее вид окажется с высоты. Поднимаемся к камню Черского (в честь польского геолога) на канатке горнолыжного комплекса «Истлэнд» или пешком. Долго созерцать пейзаж не получится — дует сильнейший ветер. Греться можно сразу отправиться в Байкальский музей. В нем, кстати, действует «Пушкинская карта». Экспозиция здесь скромная. Чаще сюда идут, чтобы увидеть нерпу Байку и погрузиться на дно Байкала в батискафе. Нерпу, как нам рассказали в музее, нашли брошенной, когда малышке не было и года. Выкармливали здесь же. Больше всего времени с Байкой проводит сотрудник музея Дмитрий. Несколько лет ушло на то, чтобы заслужить доверие Байки. Зато теперь она любит его больше всех и постоянно требует его внимания, хотя около аквариума всегда много людей. Помимо ухода за нерпой, Дмитрий впускает людей в комнату-подлодку, которая за 15 минут погружает туристов на глубину Байкала. Когда в комнате выключается свет и в мультимедийных иллюминаторах начинают мелькать обитатели озера, становится жутковато…
Все еще первый день: Тальцы — Большое Голоустное
Отсюда едем в архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Это воссоздание сибирской деревни XVIII-XIX веков. Дома привезли из разных районов Иркутской области, отреставрировали и обустроили в каждом экспозицию. Кстати, в «Тальцах» тоже можно приобрести сувениры, здесь они по самым приятным ценам. На Байкале темнеет рано, поэтому долго не задерживаемся — спешим в поселок Большое Голоустное. Там каждый год наблюдается уникальное явление — пузырьки метана застывают во льду. Каждый раз — новое место, поэтому скопления надо еще поискать. На поверхности Байкала различают порядка 50 видов льда. Но, на мой взгляд, лед с пузырьками самый необычный и красивый. Так что приехать сюда точно надо. А еще в этом поселке лучше всего слышно «дыхание Байкала». Треск льда порождает инопланетные звуки, которые очень похожи на выстрелы из бластеров в фильме «Звездные воины». Здесь как раз можно проводить закат и уже под покровом ночи возвращаться в Иркутск.
Второй день на Байкале: Дорога на Ольхон
Из Иркутска на Ольхон ходит общественный транспорт, поэтому можно сдать машину и поехать туда на маршрутке. По возможности, лучше продлевайте аренду машины. На ней доехать до самого крупного поселка Хужир удастся за четыре часа. Отдельное удовольствие на пути — 11 километров официальной ледовой переправы. Самостоятельный выезд на поверхность Байкала принесет куда больше впечатлений. Можно высунуться в окно и смотреть, как узоры из трещин быстро уходят под колеса. После переправы дороги как таковой нет — камни, земля, ямы, бугры. Видели несколько машин, меняющих колеса. Та же история и в самом Хужире, поэтому передвигаются там все на велосипедах с зимними шинами. Мы брали напрокат их в усадьбе, где и жили. Темнеет на Байкале рано — отложим обустройство в номере на потом. Сразу едем изучать окрестности и… на лед. На велосипедах здесь устраивают целые туры. Андрей приехал из Питера в Иркутск, чтобы преодолеть на двух колесах несколько десятков километров. Так и мы весь день прокатались по льду. Заодно поднялись на гору Шаманку, откуда открывается панорама Байкала и вид на Хужир.
Третий день на Байкале: ледяные гроты
Самая популярная экскурсия здесь — путешествия по ледяным гротам. В начале зимы наплески воды замерзают на скалах и образуют сокуи. Размер, формы, отблески на свету везде разные, потому в программу входит посещение сразу нескольких гротов. Мы поехали к ним сами на машине. Дорога от Хужира наезжена экскурсионными «буханками», поэтому сбиться с маршрута трудно. Другое дело — дорога неофициальная, и выезжать на нее опасно. Байкалу ничего не стоит забрать на свое дно машину, что и происходит ежегодно. На изучение ледяных пещер уйдет весь день. И в солнечную, и в пасмурную погоду у каждого из гротов стоят очереди — всем хочется осмотреться и пофотографироваться. Не забудьте оплатить в интернете посещение Прибайкальского национального парка, иначе рискуете попасться инспекторам и получить штраф порядка трех тысяч.
Четвертый день на Байкале: в поисках ледяной глади
Обычно ветер выдувает снег с поверхности льда, позволяя туристам наслаждаться уходящими к линии горизонта трещинам. Все, кто ехал сюда по своим воспоминаниям прошлых лет, сильно расстроились — льда под снегом не видно. Поэтому нужно быть готовыми корректировать свою программу. От местных мы узнали, что в этом году много чистого льда в заливе Ая. Он как раз по пути в Иркутск. Поэтому прощаемся с Ольхоном у 13 столбов сэргэ, куда раньше привязывали лошадей, а теперь — ленты для исполнения желаний. Ритуалов, как сделать это правильно, много. Самый распространенный: нужно повесить ленту и трижды обойти все столбы. К заливу добраться непросто — с новенькой трассы придется свернуть на гору и трястись по ухабам. Оно того стоит. Людей из-за труднодоступности мало, а чистого люда — много. Здесь будет удобно прокатиться на коньках и выполнить важный обряд на прощание — поцелуй с Байкалом. Во льду нужно сделать углубление (нашли в машине отвертку), налить в него напиток и выпить… Теперь можно спокойно отправляться домой.
Так какой бюджет?
Рассчитываем четырехдневное путешествие на зимний Байкал. Билеты в Москву, Иркутск и обратно — около 16 тысяч. Жилье (одна ночь в Иркутске, две — в Хужире) — 12 тысяч на двоих. Разрешение на посещение Прибайкальского национального парка— 150 рублей. Аренда машины с оплатой бензина — около 10 тысяч на двоих. Обеды, ужины и перекусы — примерно 3 тысячи. Прокат велосипеда на сутки — 900 рублей. Проходы в музеи — «Пушкинская карта» или 600 рублей. Подъем на канатную дорогу в одну сторону 250 рублей. На одного человека выходит около 31 тысячи. Траты можно сократить еще сильнее, если, например, сэкономить на жилье. А можно, наоборот, увеличить, добавив поход в нерпинарий, поездки на экскурсии, катания на хивусе или собачьих упряжках… Заложите в бюджет и купюру, которую оставите как напоминание о себе в хужирском кафе «Ольхон». Больше всего отметок о своем путешествии оставили жители Москвы и ее области. Ростов, вот, отметился впервые. Надо это срочно исправлять...
Сообщить об ошибке
Loading...