«Заходите к нам! — зазывают людей в магазины. — У нас лучшие товары по самым низким ценам!»

Психологи советуют, особенно женщинам: «Плохое настроение? Идите в магазин — сделайте покупки». Тогда якобы настроение улучшится. Начало­то таким советам изначально, должно быть, положили западные психологи? Походили бы они по нашим магазинам…

Один из выходных решено было потратить на выбор ноутбука и фотоаппарата. Техника, в общем, недешевая, поэтому, присматриваясь и прицениваясь, мы проходили целый день. Неприятными остались лишь впечатления от тех мест, где завязалось общение с администраторами.

В магазине «М­-видео» внимание привлекли фотоаппараты. Мы остановились у прилавка. К нам подошел сотрудник. Поговорив с ним минут десять, сказали, что пойдем посмотрим сходные предложения в других точках, на что молодой человек, не скрывая раздражения, ответил: «Так вы сейчас покупать не собираетесь?»

В «Меdia Markt» был выбран ноутбук. Показатели у модели оказались подходящие. Ноутбуки с такими же характеристиками в других местах стоили значительно дороже. Видимо, поэтому администратор не особо старался обращать внимание на тех, кто заинтересовывался предложением. По крайней мере, когда мы задали ему первый вопрос, он ответил нехотя. Второй — пришлось задавать два раза. В итоге он на него все-­таки ответил, но речь свою начал со слов:

— Если бы это была модель за 90 тысяч, я бы перед вами распинался, но в этом случае… Предложение хорошее. Товар все равно будет раскуплен. Не вы возьмете, так кто-­нибудь другой.

Грубо и неприятно. Однако реагировать на поведение продавца не стали и, порассуждав, ноутбук купили.

Магазин «ДНС». Здесь мы прибрели фотоаппарат. Все было в порядке до того момента, как надумали проверить товар. Оказалось, аккумулятор не заряжен. Его поставили на зарядку. Был уже конец рабочего дня, и сотрудники магазина, молодежь, развлекали себя, как могли: рассказывали что­то смешное, кое-­кто даже пытался запрыгнуть на коллегу. В общем, я не против разминки на рабочем месте, но если никто от этого не страдает. В нашем же случае возникла проволочка, потому что персонал никак не мог решить, кто пойдет проверять зарядку фотоаппарата. Наконец, один нашелся.

Он же принялся упаковывать покупку и проверять ее комплектацию, постоянно что­то забывая и путая, правда, при этом извиняясь и признавая свою относительную некомпетентность в вопросах фототехники. В общем, ушли мы из этого магазина по вине сотрудников нескоро.

Удивительно даже. Получается, большинство продавцов, по крайней мере, в магазинах бытовой техники не боятся упустить покупателя, хотя именно от продаж зависит их доход? Вряд ли, ведь идут работать туда вовсе не альтруисты. Скорей всего, нацелены продавцы просто на добычу покрупнее. Проценты от техники стоимостью 15­30 тысяч рублей для них, по всей видимости, роли не играют. Они «ловят» покупателя, который не меньше 90 тысяч выложит. Что же, за людей, которые могут позволить себе разбрасываться деньгами, да еще в период кризиса, можно только порадоваться. А вот за себя обидно.  

Один из владельцев магазинов текстильной продукции мне как­то рассказывал, как он следит за добросовестностью своих сотрудников:

— Любые изменения сказываются на уровне продаж. Если у распространителей моей продукции они падают, я занимаю их место за прилавком. Если мне удается продать больше, мы вместе с работником разбираемся, почему у него получалось по­другому. Если у продавца после моего вмешательства уровень продаж так и не меняется, его место занимает другой…