Наткнувшись в Интернете на очередное обсуждение сериала «Школа» на ОРТ, решила, что «для общего развития» должна посмотреть хотя бы одну серию.

Мнения о новинке разнились от «дичайшей фальши, оскорбляющей учеников и педагогов» до «наконец-то честно отображенной реальности» — такие комментарии вызывают как минимум любопытство.

Данное себе обещание выполнялось с трудом. Включила телевизор, посмотрела пару минут и выключила. На следующий день переборола — таки себя и отсмотрела серию целиком.

«Правда жизни», показанная в сериале, не возмутила, а именно что заставила скривиться. Я и так прекрасно помню, к примеру, ту жуткую драку, устроенную одинадцатиклассницами нашей школы за мальчика. И что они сделали с самим этим мальчиком, решившим их разнять. И одноклассника, заявившегося в класс пьяным. И учительницу, действительно срывающуюся на детей из-за своего развода.

Это были события, «передаваемые из поколения в поколения», но никак не обыденные школьные дни. Изменилось ли что-то за последние десять лет? Современные школяры на вопрос: «Неужели правда?» отвечают: «Ну, бывает иногда. Рассказывали, что когда-то…»

…А в сериале получился эдакий концентрат, как сок из пакета, который вроде и яблочный, но вкусовое отношение к свежевыжатому имеет слабое. В нем собрали все штампы о современных подростках в одном 9 «А», а укрощать этот виварий поставили сливки некомпетентных педагогов. В принципе, типичное представление «непонятого всеми» девятиклассника о своем окружении, которое почему-то демонстрируют на всю страну.

«Такой проект, возможно, инициирует смену системы преподавания, системы поведения в школе», — считает Юрий Клавдиев, один из сценаристов сериала «Школа». И уверяет в интервью «Эхо Москвы», что в основу фильма легли реальные расследования Интерпола, хотя и художественно обобщенные.

По задумке создателей сериала, показанные картины — это слепок с реальности, нейтральное и беспристрастное документирование самых ярких моментов школьных будней. Но даже благодаря такому «увеличительному стеклу» той шокирующей для многих истиной, которой был, например, фильм «Чучело» или (для своего времени) «Доживем до понедельника», новый сериал о школьных буднях не стал. Использовав уже обкатанный в криминальных сериалах (тоже, между прочим, жанр «современного реализма») прием, «Школа» стала очередной «чернухой». И новаторство этого сериала лишь в том, что обычно объектами такого «стиля» были все-таки ворье, зэки и проститутки, но никак не дети.

Возможно потому, что, отображая в гротеске нравы современных подростков (которые, кстати, узнают и окончившие школу 20-25 лет назад), никакого выхода сценаристы не предлагают. Если концентрированной «правды» в сериале хватает с головой, то какого-либо способа решения или хотя бы полупрозрачного вывода из освещенной ситуации просто нет. Есть повод ужаснуться, а вот задуматься…

…А правду эту и так все знают. Вряд ли сцены из сериала стали откровением для учителей и директоров школ, для родителей и самих учеников. К каким действиям планировалось их подтолкнуть этими кадрами? К ужесточению контроля за детьми или введению «дресс-кода»? Родительским «дежурствам» на переменах или массовым посещениям психолога всем классом?

Сделав ход, создатели сериала замерли на полушаге и сняли с себя всю ответственность. Мол, мы вам показали правду, а дальше вы уже сами решайте. Морализаторство у нас сейчас не в моде. Может быть, и потому, что для этого нужна куда большая смелость, чем просто вскрыть подноготную: а вдруг зрителям не понравится или рекламодатели убегут? И даже если, согнувшись под критикой, выпустят концовкой сериала «хеппи-энд», например, прислав чудо-педагога, который всех «вылечит», — неприятный осадок от уже увиденной безнадеги все равно останется.

В итоге те родители, которых хоть как-то беспокоит судьба собственных детей, приобрели достаточную порцию истерии: «Не забочусь о ребенке, а они вот в кого превращаются», а равнодушные — подтверждение тому, что «современная молодежь развратна сама по себе, я тут ни при чем». Сами школьники увидели в этом прекрасный пример: «А что, прикольно они там мутят!». И получается, что польза от такой «правды жизни» примерно такая же, как от подробного описания способа отключения сигнализации машины с помощью зажигалки в передаче «Чрезвычайное происшествие».  В этом плане есть ли вообще смысл говорить о  честном отображении реальности, если интерес к сериалу подогревается вовсе не «правдой жизни», а инстинктами: страхом и любопытст-вом?