Огромный зал Ростовского Дворца спорта был полон, а люди все шли и шли. Прилегающие к нему улицы были заставлены автомобилями и автобусами с номерами соседних регионов.

Если вы подумали, что популярная звезда эстрады давала свой прощальный концерт, то вовсе все не так. Ажиотаж вызвал трехдневный семинар компании, торгующей достаточно популярными в народе товарами. А я, неожиданно для себя самой, стала его участницей. В очень располагающей к доверию обстановке я познакомилась с милой женщиной, которой не смогла отказать в весьма невинной просьбе: посетить вместе с ней интереснейший международный семинар, получить массу удовольствия и еще больше нужной и полезной информации.

Сначала расскажу о том, что увидела внутри. Там была масса нарядных улыбающихся людей, находящихся в прекрасном настроении. Как будто несколько тысяч успешных бизнесменов пришли на встречу выпускников. Они обнимались, как родные, шумно друг друга приветствовали, словно сто лет не виделись с прошлого семинара.

Когда на сцене началось действо и раздались звуки чего-то вроде корпоративного гимна, все сидевшие в рядах вскочили, начали кричать, аплодировать. Моя соседка теребила меня за рукав: «Вставай, вставай!». Я схватилась за ручку кресла и твердо объяснила, что не встану из принципа, поскольку не разделяю неуемных восторгов публики, а изображать массовку не намерена. Сама подумала: «Вот это я попала за две с лишним тысячи рублей!»

Но это было только начало. Оговорюсь сразу, что привлечь меня в эту сеть пытались многие, даже некоторые родственники. Они рассказывали душераздирающие истории о том, каких бешеных успехов здесь можно добиться, если сильно стараться, то будешь изумрудом и даже… брильянтом, а получишь при этом такие суммы, которых не заработаешь за три жизни. Среди нас и врачи, и учителя, и военные. И все они — бывшие, потому что свою нирвану обрели именно в компании. Я устала объяснять, что если бы хотела, давно бы у них работала, просто мне именно моя работа нравится, я ее даже люблю и не хочу менять, а совмещение — невозможно. Представляете картинку: приезжает журналист разбираться в конфликте, а попутно непримиримых противников вербует в свою сеть и предлагает им товар!

Слушаю дальше, вернее — смотрю и слушаю. На сцене — настоящее шоу. Выходит весьма респектабельного вида успешный бизнесмен и рассказывает свою историю: как плохо ему жилось, какая маленькая была зарплата, как долго его уговаривали заняться распространением продукции и чтением бизнес-планов, как он отчаянно этому сопротивлялся. А вот теперь он — богатый человек, отец-основатель целого направления, под которым подписаны сотни и тысячи начинающих свой беспроигрышный бизнес. Потом на сцену поднимаются бриллианты, потом — рубины или изумруды, извините, если что попутала, потом — платиновые отцы-матери-основатели. И, доложу я вам,  с совершенно серьезным видом. Машут залу руками, а тот в ответ их бурно приветствует.

— Через пару лет и мы с тобой там будем, станем бриллиантами, — с придыханием шепчет мне на ухо моя новая знакомая. У меня от всего этого начинается тихое таяние мозгов. Еще немного, и мне страшно захочется стать бриллиантом или, на худой конец, хоть каким-нибудь рубинчиком со стотысячным доходом, заметьте, в месяц, а не в год!

И вот началось самое главное действо: рассказ о том, как добиться успеха. Оказывается, самое главное — это составить список. Всех-всех своих знакомых, а также их знакомых, которых можете пригласить для знакомства с продукцией фирмы. И с этим списком работать: методично обзванивать, встречаться с ними и приглашать на встречи.

Но вот это как раз самое сложное: люди активно не хотят этого делать, точно так же, как рассказывают о себе нынешние бриллианты, которых чуть ли не силком затащили в компанию добрые друзья.

— А вы не говорите, для чего их приглашаете! — вещают со сцены великие учителя. — Под конец разговора, между делом, предложите зайти к вам вечерком в определенное время вместе с кем-нибудь из друзей. Мол, надо обсудить одну очень важную вещь, твое мнение мне будет очень интересно! Когда они придут, тогда все им и расскажете.

И тут до меня начинает доходить смысл таинственных приглашений, которые мне периодически поступают от некоторых новых знакомых. Мол, приходите, есть очень интересные деловые предложения. Прошу очертить суть вопроса, мне многозначительно поясняют, что о таких важных вещах на бегу не говорят. Типа, приходите, не пожалеете. Честное слово, ни разу не попалась на подобную удочку только в силу своей занятости. 

Я не знаю, можно таким образом что-то заработать или нет, но среди сидящих в зале я увидела людей, у которых в глазах светилась тоска: они поняли, что купили билет в никуда, и что плакали их денежки.

Я понимаю: наверное, и в такой структуре есть что-то полезное. Кто-то ведь находит в этом смысл, причем материальный. Но мне не очень хорошо на душе оттого, что у меня, как впрочем, и у каждого из вас, все больше шансов попасть в очередной список и получить очень неприятный осадок после того, как приятель, а может, даже  близкий человек, невзначай пригласит вас для делового разговора и предложит заняться сетевым маркетингом.

А вам, кстати, звонили с предложением пропылесосить ковры и стены в вашем доме чудо-пылесосом? Да, делают это люди бесплатно. Только при одном условии: вы должны предоставить десять сотовых или домашних телефонов ваших знакомых, которым потом будут звонить и предлагать такую же услугу. Меня так несколько раз сдавали «пылесосной бригаде», и больше месяца пришлось отбиваться от чьего-то навязчивого стремления прийти с рекламой пылесоса ко мне в дом.

Ужасно не хочу попасть в какой-нибудь очередной список. А вы?