Просматривая новости в Интернете, на каком-то из сайтов увидела вдруг знакомую с детства черно-белую картинку: носатая старуха в платке и с пером. Если внимательно смотреть на изображение, можно увидеть в нем, наоборот, молодую даму, почти отвернувшуюся от зрителя так, что видно ухо и часть щеки.

Тест на внимательность. Повеяло школой — тогда мы очень любили такие штучки, отвлекающие от монотонного процесса приобретения знаний.

Однако увидеть красавицу вместо бабы-яги оказалось гораздо труднее, чем в детстве. Ум, занятый массой более важных вопросов, «подвисал» навроде компьютера. «Да что ж такое! — подумала я. — В колумбарий, что ли, пора?». Наконец, ура, получилось. «65 процентов людей не проходят этот тест» — прочитала я надпись под рисунком. «Продолжить?». «Конечно, продолжить», — подумал вспотевший победитель и «кликнул» на ссылку.

Открылся какой-то малопонятный сайт, где в экранчике передо мной было продолжение теста на интеллектуальную одаренность, а в правом нижнем углу светилась маленькая надпись «платный сервис». Ожидавшая чего-то в этом духе, я с чувством исполненного долга закрыла опасный сайт. По крайней мере, честные люди предупреждают сразу. Того, кто знает, что искать.

Такого рода ловушки в Интернете встречались и раньше. Только теперь их стало на порядок больше. И вообще, кризис усилил желание людей заработать всеми возможными способами, особенно теми, которые проходят по грани закона и беззакония. О том, как эти способы совершенствуются и варьируются, как видоизменяются с целью следовать юридическим нормам, можно было бы написать не одну диссертацию. Крючки, на которые «ловят человеков», тоже меняются.

Например, самый простой и актуальный — желание сэкономить. Интернет-магазины предлагают, например, модную и красивую (на фото) одежду из Европы по разумным ценам. Но не исключено, что, сделав заказ и переведя деньги, ждать исполнения желаний придется долго. Пришедший по почте наряд может оказаться не того размера, не из той ткани и вообще очень низкого качества. Вариант другой: через два или три месяца вам придет уведомление о том, что кофточка или брюки оказались настолько популярными, что их моментально расхватали и новых поступлений не предвидится.

Или еще так. «У моей любимой певицы Сьюзан Вега вышел новый альбом, — рассказывает приятель. — Я уже заказал его через Интернет. И оплатил». Потом мой знакомый повнимательнее прочитал объявление на сайте и выяснил, что альбом выходит, оказывается, в конце года. Но это скромно написали… да, правильно, маленькими буквами. По-английски — так что, видите, подобной практикой не гнушаются и за рубежом. Все люди, и всем хочется денег. Кстати, интернет-магазины, присылающие одежду не в срок, тоже не все российского происхождения. Например, вызывающий больше всего нареканий — Bonprix — расположен в Германии, а торгует по всему миру.

Интернет-торговля — хорошая штука, но она становится безопасной только при определенном уровне доверия в обществе. Хотя отказываться от этой услуги тоже жалко. Но вот простая профилактическая мера, чтобы сберечь свои деньги: введите название магазина или фирмы в интернет-поисковик и почитайте, что говорят люди. По крайней мере, будете как-то предупреждены…

Обращает на себя внимание изобилие викторин и конкурсов, предлагаемых абонентам операторами сотовой связи.  Что ни день — новая задумка. Вопросы задаются настолько простые, что шансы победить есть буквально у каждого. «Где живет кенгуру?». За каждую SMS с ответом взимается небольшая денежка, постоянно приходят подбадривающие сообщения типа: «Помоги своему миллиону!». Надо объяснять, чем все кончится?

Самое печальное, что ловятся на эти крючки больше дети и старики. Для последней категории есть вариант викторин в версии на ТВ. Кстати, следите за своими стариками и не давайте им подписывать абы что. Недавно в нашем доме по квартирам ходила милая женщина. Она представлялась сотрудником управляющей компании и просила подписать новый договор. «Так мне же надо прочесть», — говорили жильцы. «Вы подпишите, а потом прочтете, — устало улыбалась гостья. — Мне еще столько квартир обойти». Все это происходило быстро. Так моя бабушка прежде поставила подпись под совершенно невыгодным договором с управляющей компанией. И так поступили еще две-три квартиры, где живут пожилые люди.

Всегда вслед за кризисом на нас идет орда учеников Остапа Бендера. Их методы совершенствуются быстро. Может быть, именно такое изобилие научит нас наконец быть внимательнее, не подмахивать документы, знать свои права? Хотелось бы верить. И все равно многому приходится верить на слово. Будут появляться все новые и новые способы обмана. Только ведь с обманом, как со смертью: каждому кажется, что «со мной это случиться не может». Неправда. Может… Будьте осторожнее.