Вот уже вторую «тему дня» пишу в поезде. Под мерный стук колес, взобравшись на верхнюю полку забитого до отказа плацкарта. С конференции негосударственных вузов возвращаюсь — из курортного Лоо в Ростов. Ректоры поездами точно не поедут, — решил я. — Тем более, в таких вагонах.

Душно, жарко, неудобно. И правда, жена одного из ректоров рассказала накануне в неформальной беседе, что не будет больше поездами ездить. С мужем они из Тулы на машине добирались… А в одном из негосударственных вузов Юга России, оказывается, факультет этикета и банкетоведения есть! Если открывают подобные факультеты, значит, у людей и правда все хорошо и мучиться они, как я, точно не захотят…

Не один я мучился. «Заходишь в вагон, как в ад!» — сказала соседка. У верхней полки, первой от входа, градусник висит. Обычный такой, с ртутным столбиком. В начале поездки, июльским вечером, часов в девять, столбик приближался к 30 по Цельсию!

Одному парню плохо стало. В Лазаревской поезд задержали. Бригада медиков вкалывала юноше лекарства, чтобы тот пришел в чувство… «Ему бы в более комфортные условия…» — посоветовали доктора. В составе, кстати, ростовского формирования было несколько новых вагонов, и только один — с кондиционером. Наш вагон, как и последующие за ним, оказался старым…

За окном мелькают приморские полустанки. Приближаемся к Туапсе. «Смена», «Дружба»… Последнее название мне показалось знакомым. Как же — каждое лето сюда приезжал в раннем детстве! Возможно, в вагонах подобного типа. Тогда, наверно, выглядели они как новенькие. Много лет прошло. И краска пооблупилась, и еле видны номера пассажирских полок… Но главное — в этих вагонах невозможно отдохнуть, доехать в человеческих условиях… «Хотите человеческих, езжайте «Атаманом Платовым», — рекомендует проводница. — Мы и сами страдаем. В такую жару в нашем поезде и правда невозможно!

Да, верно, в Адлер теперь бегает фирменный «Атаман Платов». С новенькими вагонами, в которых есть кондиционеры и все окна открываются. На фирменный поезд и стоимость билетов выше. А  я заплатил за проезд в обычном вагоне­-душегубке 859 рублей. Вот интересно, за что? Покупая билет на пассажирский или скорый поезд, не угадаешь, в новый вагон ты попадешь или вот в такой, в каком ехал я и еще 53 пассажира. Цена одна и та же. Если посчастливится оказаться в новеньком вагоне, то и доедешь по­человечески…

А слабо РЖД, коли компания эксплуатирует старые, видавшие виды, вагоны, продавать билеты на них с большой скидкой?.. Зато РЖД объявляет о  … 20­процентном снижении цен на проезд в СВ­вагонах! Действительно выгодно: купить себе местечко и без того дорого, но со скидкой.

Настукиваю вслепую свои путевые размышления и вспоминаю предупреждение проводницы. «Полчаса будем стоять на станции «Кавказская». Вот там комариный рай! Когда ехали в Адлер, пассажирам предложила закрыть окна. Не послушались. Так комары как налетели!»

Приближаемся к Белореченску. Первый жирный комар у монитора ноутбука был уже замечен. В вагоне повис устойчивый комариный гул…

Неужели мы так и дальше будем не любить себя? До самой олимпиады в Сочи будем ездить в  вагонах­-душегубках летом, а зимой мерзнуть в тех же самых неуютных «домиках на колесах»? Альтернативы у нас особой и нету. Не везде есть аэропорты, да и «кусается» цена на авиаперелет иной раз. В автобусах кого­то укачивает… Вот и ездим поездами. Но только некоторые из них (фирменные, тот же «Сапсан», на котором месяц назад прокатился) для людей. Другие же… Я вот думаю: вагон, в котором поеду скоро в Санкт­-Петербург, окажется старым или не очень? А то ехать­-то — не ближний свет…