Звонок в редакции раздался рано утром. Читатель представился как Николай Иванович и взволнованным голосом начал жаловаться на газовиков.

— Почему я должен заключать договор на техническое обслуживание газового оборудования, если по предыдущему договору ко мне никто не приходил?

Телефонные звонки в редакции раздаются часто. Читатели обращаются к нам по самым различным проблемам: отсутствие водоснабжения, увеличение земельного налога, повышение тарифов, качество обслуживания… Журналисты не могут прийти к читателю с гаечным ключом и включить воду или снизить тариф. Мы можем только  написать о возникшей проблеме.

Последнее время активизировались читатели по вопросам, связанным с работой газовых служб. Видимо, наступает время перезаключения договоров. Да и по местному радио с утра пораньше предупреждают об отключении неплательщиков. И в первую очередь тех абонентов, кто не заключил договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО). То есть отсутствие договора является как бы отягчающим обстоятельством.

За разъяснением обратились в ОАО «Ростовоблгаз» к начальнику отдела по работе с ВДГО С. Мотылеву, и он любезно сообщил: «Порядок заключения договоров поставки газа регулируется «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», введенными в действие постановлением правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г.. Согласно п. 9 указанных Правил одним из условий заключения договора на поставку газа является наличие у потребителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией».

Помню, в советское время периодически раздавался стук в дверь, и рабочий от газоснабжающей организации приходил и осматривал газовую плиту. Без всякой заявки и оплаты разбирал и смазывал краны подачи газа, проверял прибором, нет ли утечки. У них это называлось – профилактический осмотр.

А вот передо мной договор, в котором написано: «Техническое обслуживание плиты (периодичностью 1 раз в год) — 52,50; проточного водонагревателя — 250,71; емкостного водонагревателя — 336,20; смазка газового крана — 99,00. Итого — 838 рублей 41 копейка».

Срок этого договора истекает в сентябре. И нет уверенности, что вторая сторона в лице «Исполнителя» до истечения срока постучится в дверь и выполнит уже оплаченную работу. Самое распространенное объяснение: «Вас не было дома». Но, наверное, можно как-то предупредить о визите мастера, оставить записку, повесить объявление в подъезде многоквартирного дома… Конечно, выполнение постановления — это и «головная боль» для организации. Нужно было увеличивать штат, проводить обучение рабочих… Вот, например, по Батайску в этой службе задействовано 15 человек.

Только есть некоторая странность. По тому же Батайску энергетики, опять-таки согласно постановлению правительства РФ № 530, обязаны снимать у населения показания электросчетчиков. Этим сейчас заняты 10 человек, и они ЕЖЕМЕСЯЧНО обходят более 22 тысяч дворов.

Понятно, что для снятия показаний электросчетчика и проведения технического обслуживания газового оборудования нужно затратить разное время. Но и ежемесячная проверка энергетиков, и техобслуживание один раз в год тоже «две большие разницы», как говорят в Одессе.

Особенно обидно жителям, что они уже заплатили деньги, а к ним так никто и не приходит. Правда, в ответе С. Мотылева есть один нюанс: «Договор на техническое обслуживание заключается бесплатно, однако предусматривает оплату стоимости подлежащих выполнению работ. Оплата производится по желанию заказчика либо в порядке  предоплаты, либо ПО ФАКТУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ». (Выделено мной. — А.К.) Так, может быть, есть надежда, что при перезаключении договора на следующий год,  если деньги газовиками не были отработаны, эта сумма может перейти на следующий год? Или необходимо новое постановление правительства РФ?

Как принимаются постановления, я не знаю. Но нам часто показывают, как депутаты голосуют за законы — не глядя. Вернее, не присутствуя на заседаниях. Может быть, они их и не читают? Хотя — нет. Нам же говорят, что закон принят в первом чтении. Это, видимо, только часть депутатов смогли собрать. Для остальной части — будет второе чтение… и так до тех пор, пока все не прочитают.

Было бы хорошо, если бы наши законы не противоречили друг другу. А то в законе «О защите прав потребителей» «запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)». И как же объяснить тогда обязательное заключение договора на техобслуживание?

Предположим, вы купили телевизор. А вам говорят: «Нужно с нами заключить договор с предварительной 100-процентной оплатой. Мы будем раз в год приходить и визуально смотреть, как он у вас работает. А если не заключите договор, то мы отключим телевизионные каналы». Наверное, так оно и было бы, если бы они могли отключать каналы. А вот газовики — они могут вам отключить газ.

И выбора у нас нет.