Новые законы появляются постоянно. Все они направлены на то, чтоб мы жили лучше. Вступил в этом году в действие закон о торговле. Спрашиваю у компетентного специалиста: «Станет теперь сельскому производителю легче продукцию свою сбывать?»

Бедный специалист. У него аж испарина выступила от моего вопроса! «Да мы уж сколько бьемся, — говорит, — чтоб его, производителя, жизнь облегчить. Все для него! Так он сам сбыть свою продукцию не может, а потом еще и на перекупщиков жалуется. В современном обществе, знаете ли, не только коровам хвосты крутить надо уметь».

В общем, плюс ко всему должен современный крестьянин еще и торговцем быть, а еще лучше — овладеть сразу множеством технологий: компьютерных, маркетинговых, например. Выйдет тогда крестьянин в интернет и, сидя в кресле под сплит-системой, купит все, и продаст все, что нужно.

На деле времени на освоение компьютера у производителя часто не хватает, а вот по ситуации старается ориентироваться как может. В прошлом году, например, повезло тем, кто посадил дыни. Они и выросли неплохо, и реализовать их было легко. В этом году, понятно, большинство засадили поля бахчей. Но прошлогодней выручки уже не получили: предложение явно превышало спрос.

Может, сбывать дыни селянам было бы легче через интернет? Скоро на этот вопрос можно будет ответить. Уже приходит поколение, которое без труда работает на компьютере.

Но тут, как во всем, у нас есть свои нюансы. ПК используется как инструмент работы школьника, его специально изучают. В общем, значительное внимание компьютеру стали уделять. Темы же по другим предметам, которые раньше недели и месяцы изучались, теперь иногда за несколько уроков проходят, а то и за один. Но чтобы компьютер помогал в процессе обучения, а не использовался как игрушка с клавишами, нужно уметь нормально писать, читать, считать, выполнять еще ряд элементарных действий, а для значительной части школьников сегодня это проблема. Потому что освоить материал быстрее, чем физически это возможно, дети все равно не могут. Специалисты говорят — должны бы, а на деле не выходит: родители и учителя хватаются за головы. На одной из встреч президенту Медведеву задала вопрос актриса Елена Яковлева. У нее сын сидит целый день за уроками, потому что школьная программа очень тяжелая. Что же будет дальше, спрашивает актриса. Президент сослался на личный опыт. Сказал, когда он учился, к двум-трем часам с домашним заданием уже справлялся, так что имевшуюся школьную программу можно было начать усложнять еще в тот период, а про сегодня и говорить нечего: расширять кругозор требует сама жизнь. Не согласиться с последним не могу, но вот сама я уроки иногда с утра до ночи делала. Способностей президента у меня не было и нет.

Кто-то более талантлив, кто-то менее. Но и первым, и вторым обязательно нужна основа, как дому фундамент: школьникам — элементарные знания, навыки и умения, работающим на земле — какие-то условия работы, гарантии. В противном случае, мне кажется, село вымрет. Кто сможет, уедет из деревни в поисках лучшей доли. А кто не сможет? Те фермеры, кто вырастил в этом году дыни, жалуются, что не могли найти работников, которые бы добросовестно пололи, сторожили. Так что многим приходилось самостоятельно выполнять все — от начала и до конца. Адские усилия были приложены, а результат — плачевный.

Чтобы «крутить хвосты» тем же коровам, нужно пастбище, уверенность, что завтра не перебьют скот из-за «говяжьего» гриппа, например. Нужно знать, для чего ты этот скот держишь. Для того, чтобы сделать жизнь свою и детей лучше. Что дети, когда закончат школу, придут к родителям на подмогу. Но зачем по нынешней жизни им возвращаться к родителям? Чтобы продолжить «крутить хвосты» коровам, со страхом ожидая какого-нибудь гриппа? И даже для тех, кто рискнет, этого мало, нужно еще новые технологии освоить. Но сегодня уже до двадцати не каждый сосчитает. Какие уж там технологии…