В Год учителя решили менять Закон «Об образовании». Вот­вот в Госдуме рассмотрят его новую редакцию. Члены педагогического и научного сообществ уже поставили под сомнение некоторые изменения.

К примеру, по новому закону должны исчезнуть «академии» как наименование высших учебных заведений. Кроме того, колледжи будут отданы высшему профессиональному образованию. В то время как сегодня они в системе среднего профессионального. Если бы вы знали, с какой горячностью отстаивают свою независимость директора педколледжей республик Южного федерального округа! Вузам они «отдаваться» явно не готовы.

Между тем, если отбросить эмоции, то с педагогическим образованием у нас действительно назрели проблемы. Престиж профессии упал. Если в педагогические вузы еще набирают студентов, то у колледжей с контингентом туго. Идут на поводу у спроса — открывают новые специальности. Вот, например, в педколледже Владикавказа … обучают ювелирному делу. Открыли специализацию по керамике. Готовят также дизайнеров. На музыкальном отделении колледжа сделали собственную студию звукозаписи…

Если так пойдет и дальше, в некоторых педагогических колледжах педагогов учить перестанут. Руководители педколледжей говорят о том, что перепрофилирование специальностей — один из вариантов «консервации» системы педобразования. Это сегодня в городских школах учителя практически «в комплекте», но сельские школы уже испытывают недостаток в специалистах. Когда учителя снова будут нужны, специальности «перепрофилируют» обратно…

Однако есть ведь и другой путь. «Региональный заказ» называется. Это когда учреждения образования готовят специалистов по заявке предприятия. Почему не использовать его шире в системе среднего педагогического образования? Не хватает в школах учителей английского — увеличить набор на эту специальность. Мало математиков? Выучить их. В конце концов, педколледжи учат не только педагогов школ. Воспитатели детсада могут в перспективе работать нянями — говорят, и они тоже нужны. Востребованы кадры в системе специального образования. В Ростовской области пришлось учителей переучивать, чтобы «закрыть» потребность в дефектологах. Почему не готовить таких специалистов в педколледжах?.. Любое учреждение почувствует себя увереннее, если его выпускники будут знать, что без работы не останутся…

Пока же наборы педагогов в колледжах невелики — ну не хотят валом валить в учителя, и всё! А еще страна никак полностью не может выкарабкаться из демографической ямы. На плохую рождаемость жалуются и в прежде благополучном Дагестане. В этом году выпускников школ в республике — 26 тысяч, а мест в вузах и их филиалах в республике — 80 тысяч. К слову, в Дагестане действуют 102 филиала различных вузов страны…

Поэтому колледжам приходится «крутиться». На административном уровне решают вопрос о целесообразности работы каждого учреждения так. Путь первый — объединяют с профессиональным училищем. В итоге получается гибрид — когда к педагогам добавляются представители рабочих специальностей. Второй путь — вхождение в структуру вуза. Вот на это и не согласны некоторые директора педколледжей.

Председатель Совета директоров средних педагогических учебных заведений ЮФО, директор Донского педколледжа Олег Степанов обратил внимание на тревожные «звоночки». В школах хотят принимать на работу специалистов с высшим образованием. Выпускники со средним специальным не нужны. Что будет, когда это требование закрепят законодательно? Вероятно, колледжам ничего не останется, как потерять свою самостоятельность и войти в структуру вуза либо перепрофилироваться…