Одна моя коллега, писавшая о проблемах жилищно­коммунального хозяйства в середине 2000­х, с сарказмом прозвала сферу своей специализации «Сказочная страна ЖКХ». Это выражение, видимо, облегчало ей каждодневные усилия по разгадыванию загадок одной из самых запутанных областей нашей жизни.

Действительно, очень похоже все это на ситуацию «чем дальше, тем страшнее». И буквально на каждом шагу потребителю предоставляют возможность ощутить себя в роли Иванушки­дурачка.

Где еще возникает столько вопросов, не имеющих ответа, «дивных див» и «чудных чудес»? Почему уже сейчас планируется 15­процентный рост коммунальных тарифов, если процент прогнозируемой инфляции ­ восемь? Отчего нужно говорить об износе коммунальных сетей, если в тариф заложена стоимость их ремонта? Как понимать то, что миллион рублей на ремонт трубы, обеспечивающей теплом целый дом, ­ это «много», а полмиллиона на косметический ремонт фасада перед приездом правительства нет? Отчего именно в этом году, когда Жилищной инспекции и Ростехнадзору законодательно поручено проверять готовность к зиме коммунальных служб, во многих домах в начале отопительного сезона нет тепла? Почему в подвалах и чердаках наших домов устраивают свои офисы посторонние фирмы? А на фасадах радостно рекламируют себя окрестные предприятия?

Список вопросов может продолжить любой по принципу «нужное вписать». Ответ на все эти вопросы есть, но он, как бы сказать, безрадостный. Неприятный для нас. Именно потребителей на недавнем семинаре для руководителей ТСЖ, где посчастливилось побывать автору этих строк, называли косвенными виновниками ситуации в «стране ЖКХ». Нет, не в том смысле, чтобы перекладывать «с больной головы на здоровую». Речь шла о том, что почти полное незнание своих прав и законов делает потребителя легкой жертвой различных манипуляций.

Сергей Атаманенко, председатель правления Ростовской ассоциации ТСЖ, привел пример, который, как та рубашка, «ближе к телу». Элементарная ситуация ­ диспетчер отказывается принять заявку об отсутствии воды или электроэнергии, советуя обращаться в управляющую компанию или к председателю ТСЖ. Это ­ прямое нарушение Постановления правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Плюс к тому, по словам Сергея Атаманенко, ­ «сталкивание лбами» собственника и управляющей организации. Правда, заметим в скобках, задача ТСЖ или УК ­ как раз быть посредником между потребителем и ресурсоснабжающим предприятием. Но вот следующему полезному совету Атаманенко последовать, в принципе, можно ­ в случае отказа в приеме телефонограммы дублировать ее в администрацию района. Если там откажут, ­ кричать, что есть Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» ФЗ­131: «Вопросы организации электро­, тепло­ и водоснабжения населения относятся к компетенции органов местного самоуправления. Жизнеобеспечение ­ это то, что составляет смысл низового уровня власти» (С. Атаманенко).

Есть причина, по которой совет бороться за свои права потребителю кажется, мягко говоря, наивным ­ в большинстве случаев доказать сам факт некачественного предоставления коммунальных услуг практически нереально. «Давление в одну атмосферу, звоним, просим составить акт. Не успел приехать специалист ­ давление нормализовалось, три атмосферы. И так было много раз», ­ жалуется на семинаре одна из участниц. А, к примеру, чтобы подтвердить ненадлежащее качество поставок электроэнергии, нужно замерять напряжение в домах как минимум в течение суток, а то и в течение недели. Только после этого можно надеяться на доказательность в процессе судебного разбирательства. Стоимость услуг экспертизы, проводимой метрологической организацией, доходит до 70 тысяч рублей. Приведенные сведения взяты из выступления главного жилищного инспектора РО Игоря Преображенского.

Остается ли после таких фактов у людей желание бороться за свои права, а главное, надежда на успех? Но с другой стороны ­ а есть ли у нас выбор? Мы должны защищать свой дом. И потом, не замахиваясь на глобальные задачи, можно начать с малых дел. К примеру, многие ли сверяли свой договор с управляющей компанией с правилами оказания коммунальных услуг, прописанными в 307­м постановлении? А кто видел договор своей управляющей компании с поставщиком ресурса? Боюсь, что таких мало. Да, тяжело отрывать время от основных своих занятий для решения неприятных проблем. Но, вероятнее всего, деваться нам просто некуда. А то как бы не оказаться героем совсем уже другой сказки ­ про «Трех поросят». Тем самым, с соломенным домиком…