Во время посещения вальдорфской школы №1060, одной из престижных в столице, Владимир Путин, высказался по поводу того, что родители не должны даже на добровольной основе финансировать школы.

За весь образовательный процесс отвечает государство, включая ремонт школы и оборудование. Впрочем, в этом заявлении нет ничего нового — бесплатное образование у нас гарантировано Конституцией РФ. По словам премьера, родители должны платить только за дополнительные мероприятия, которые сами организовывают. При этом не должно быть даже выбора — хотите платите, хотите нет, поскольку это может вылиться в квазидобровольность. По словам премьера, эти нормы будут зафиксированы в законе об образовании, который сейчас готовится.

По мнению учителей, хорошо, если закон будет нацелен на качественные изменения школьной жизни. Родители же скептически отнеслись к тому, что с появлением нового закона школа тут же избавится от «дополнительных расходов» с их стороны. В самом деле, обучение в школе будет проходить по утвержденным Министерством образования и науки РФ образовательным стандартам. И здесь премьер-министр не лукавил, говоря о том, что за финансирование образовательного процесса государство несет «стопроцентную нагрузку». Тут стоит уточнить: образовательный стандарт дает общие знания предмета, а вот если хотите, чтобы ваш ребенок изучал какой-нибудь из иностранных языков, не предусмотренных стандартом, или «углубил знания» по отдельно взятым предметам, для этого существуют дополнительные формы обучения. За эти занятия как раз платить придется. Родители, которые не хотят, чтобы их ребенок получал усредненные знания, просто вынуждены определять его на такие курсы, факультативы… Для повышения знаний существует и другой способ — репетиторство. Что тоже требует оплаты. Такие «статьи расходов» — личное дело родителей.

Что касается ремонта школ, то на них действительно выделяются бюджетные средства. Но этих средств школам не хватает. Чтобы комиссия приняла школу к новому учебному году, директору приходится просить родителей если не купить ту же краску, то хотя бы сдать на нее деньги. Один из родителей как-то подсчитал, сколько в школу нужно на заявленные нужды: линолеум, шторы, мебель. По его словам, получилось, что собрали в 12,5 раза больше. Задал вопрос учителю. Тот ответил: «Не хотите, не сдавайте». За четверть ребенку «тройку» вывели, хотя до этого на одни «пятерки» учился.

А что до качества образования… Учителя сами говорят: хотите хороших знаний — водите ко мне на дополнительные занятия. Не бесплатные, естественно». Иначе как давлением на родителей такое отношение не назовешь. Довольно часто в случае отказа родителей на какие-либо просьбы учителей «расплачиваться» приходится ребенку. Зная это, родители, конечно, и деньги сдадут на ремонт и другие школьные нужды, и на дополнительные занятия его определят, лишь бы их дети учились без лишних психологических травм. Будут ли подобные нюансы прописаны в законе? Вряд ли.

С другой стороны, можно понять и учителей. Нагрузка большая, требования высокие, а зарплата низкая. Учитель давно поставлен в такие условия, что просто вынужден искать способы дополнительного заработка. Вольно или невольно приходится прибегать к дополнительным занятиям, репетиторству. Конечно, многое зависит от совести самого учителя, но, как сказал один из педагогов: «Ученикам отдаешь все время, но когда вспоминаешь о том, как прокормить, одеть, обуть своих двоих детей, о совести как-то забываешь». Кстати, от родителей часто можно услышать, что если бы учителям платили достойную зарплату, то, возможно, отпала бы необходимость «на всякого рода сбор средств».

По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, школа должна уметь зарабатывать. Таких школ единицы на всю страну. И денег у них не так много, как того хотелось бы. И условия там совсем другие по сравнению с большинствам школ. Хотелось бы напомнить министру, что школа относится к сфере образовательных услуг, а не производства. Если она начнет производить табуретки и выращивать свиней, то на знаниях, которые она еще способна дать школьникам, можно поставить крест и под ним же похоронить закон об образовании.

В той же вальдорфской школе Владимир Путин сказал, что закон об образовании должен обсуждаться открыто. Какие предложения педагогов, родителей будут учтены в новом документе, сказать трудно. Важно другое — чтобы сам закон отвечал реалиям жизни.