Я куда-то торопилась и сбегала по лестнице в одном из зданий, где расположено множество офисов, как вдруг меня остановила вывеска на двери. Не веря своим глазам, прочитала название организации. Перечитала еще раз — нет, все правильно: «Туристическое агентство «Улисс». Как жаль, что у меня с собой не было фотоаппарата!

Улисс, как известно, другое имя Одиссея, мифологического героя античности. Двадцать лет Одиссей странствовал по миру, прежде чем ему удалось вернуться домой. Да и там не все было благополучно. Что же хотели сказать хозяева фирмы? Может быть, намекали потенциальному клиенту, что путешествие его будет длинным, трудным, полным незапланированных приключений? А вернулся — смотри-ка, а здесь уже другая страна?

Мне кажется, что такие вот явления, украшающие нашу жизнь вносимым в нее абсурдом, существуют в ней не случайно. В советское время шутили, что самый короткий анекдот — название метро «Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина». В том абсурде была претензия на всеохватность. А сейчас — по-другому: привлеченные внушительностью звучания, люди подбирают своим проектам «крутые» названия, не заботясь о том, что означает данное слово, и как все это будет все в целом смотреться.

Как вам, например, такое: «Мебель «Фронда» — офисная мебель для персонала и руководителей!». Фронда — антиправительственное выступление, имевшее место в семнадцатом веке во Франции. В широком смысле — «неповиновение», «бунт». Если перевести на русский, получится что-то вроде: «Неповиновение» — офисная мебель для персонала и руководителей!». По-моему, прекрасно звучит. А главное, отражает наш широкий русский характер.

На одной из строительных выставок мне встретилось предприятие с красивым названием «Девиант». Да, звучит вроде как «диамант» — непонятно и загадочно, но на самом деле ведь девиация — это отклонение, а девиант, как получается, «тот, кто отклонился». Для строительной фирмы подозрительно… Отклонения, конечно, бывают в разные стороны. Но «девиантным поведением» называют, например, алкоголизм, наркоманию и склонность к противозаконным действиям, а не альтруизм и творческие способности.

О значении вывески «Евролипа» в центре города читателю предлагается подумать самому. А вот что означает, к примеру, в списке приглашенных на форум предпринимателей словосочетание «бизнес-ангелы»? Версий возникает множество. В том числе и загробные. Даже не по себе — страшно как-то делается за людей.

К сожалению, такое небрежное отношение к названиям свойственно не только предпринимательской среде. Народ смеется над словом «инновации». А ведь и уже почти забытое громкое выражение «приоритетные нацпроекты» звучало не очень-то грамотно. Потому что «приоритетные» подразумевает, что должны быть и обычные — просто национальные проекты. Но о них мы что-то не слышали. Или нас пытались убедить таким образом, что и они тоже есть, надо просто хорошенько поискать?

Проблема, конечно, на первый взгляд не такая серьезная, как множество окружающих нас других проблем. Но это растет из того же корня, что и крылатые фразы типа «Парламент не место для дискуссий». Не научимся мы жить, пока не осознаем, к чему восходят названия вещей, с которыми мы взаимодействуем повседневно, и как правильно назвать те, с которыми мы еще не сталкивались. И как, самое главное, не спутывать одно с другим.