Новые образовательные стандарты, которые не так давно презентовало федеральное министерство, не пнул только ленивый. С открытым письмом к президенту обратился известный учитель Волков, под этим письмом уже появились десять тысяч подписей.

Язвительные комментарии написали десятки журналистов. Премьер-министр Путин высказался в том ключе, что с принятием новых стандартов нужно подождать. И вышло, что в который уже раз гражданам предложили недоработанный за-конопроект, вроде переименования милиции в полицию, введения 60-часового рабочего дня с повышением пенсионного возраста или монетизации льгот. Что-то слишком уж часто «прокалываются» разработчики такого рода документов. Может имеет смысл приглашать других, чтобы лишний раз народ не дразнить?

Однако, что касается новых образовательных стандартов, тут, возможно, авторы ошиблись не так уж сильно. Есть мнение, что они просто констатировали очевидный факт: школьное (да и высшее) образование в ряде случае и так не на высо-те. И, может быть, пора уже признать очевидное? Никакая мы не самая образованная, и уж тем более не «самая читающая» страна в мире.

Исследование ВЦИОМ выявило интересную статистику. Оказывается, в России примерно треть населения убеждена в том, что Солнце… вращается вокруг Земли! Для сравнения, в США (ну тупые!) так считает только одна пятая часть всего на-селения. По другим данным, образовательный уровень граждан развитых европейских стран примерно в два раза превосходит образовательный уровень россиян. Даже несмотря на то, что к Дню Победы по всем телеканалам крутят десятки фильмов о Великой Отечественной войне, немалое число современных российских школьников не знают, что немцы бомбили Москву, а Гитлера путают с Рузвельтом. О декабристах представление, что это некое неформальное молодежное движение. О Лени-не — что он был генералиссимусом во Вторую мировую войну (это не шутка!).

Тех, кто окончил нормальную школу в каком-нибудь 1975 году, еще напрягает такой «широкий кругозор». А нынешнему поколению (ну, уточним — «продвинутой» его части) по большому счету без разницы, где там было какое-то краснодонское подполье, чего хотели от царя Лунин с Рылеевым и Трубецким, и как работает колебательный контур. Менеджерам торгового зала, консультантам по персоналу, агентам по продаже недвижимости, визажистам-массажистам и гламурным стилистам эти премудрости «три дня не тарахтели». А бабло (лаве, зелень, капусту) можно подсчитать и без алгебры с геометрией. Для особо крупных сумм есть счетные машинки.

Нет, разумеется, не все так плохо. Выигрывают же гранты школы и учителя, побеждают в олимпиадах по физике и математике отдельные ученики, кто-то еще поступает в МВТУ им. Баумана и в технические университеты! Проблема тут в дру-гом. Почему, например, в Европе образовательный уровень оказался выше, чем в России? Потому что там делают «Мерседесы», «Ситроены», «Сименс» и массу другой высокотехнологичной продукции. Потому что там все еще много промышленных предприятий, а им нужны образованные рабочие. Потому что тамошнее сельское хозяйство работает на самых современных агротехнологиях, и селянам нужно знать химию, как, впрочем, и физику, чтобы управляться со сложной сельскохозяйствен-ной техникой. Поэтому они и продают свое вино, свои продукты питания, свои машины и самолеты по всему миру. А мы — страна, которая еще совсем недавно производила тысячи самолетов, вертолетов, собственные станки, роботизированные комплексы и вполне себе передовые технологии, все это теперь закупаем вместе с продовольствием. Ну а государству, завозящему почти все, кроме нефти, газа и металлов, образованные граждане с широким кругозором в науке и технике и впрямь, пожалуй, не нужны в больших количествах. И многих, очевидно, вполне устроит уровень знаний, при котором Солнце будет вращаться вокруг Земли. Покупать в супермаркетах это ведь не помешает, верно?