От того, где будет поставлена запятая в этой фразе, изменится не только ее смысл, но, вполне вероятно, и судьба страны, которую пока еще принято называть великой.

Несколько лет назад в одном из дальних райцентров довелось увидеть, как ватага школьников помогла перейти оживленную магистраль возле тамошнего автовокзала очень пожилой паре. Совершенно искренне я похвалил ребят, назвал их настоящими тимуровцами. Последнее, однако, подросткам заметно не понравилось. Пришлось поинтересоваться, в чем дело. Оказалось, они слыхом не слыхивали о  знаменитом еще  в недавнем прошлом литературном герое Аркадия Гайдара, зато среди местной шпаны наличествовал некий приезжий по имени Тимур, со товарищами своими терроризировавший подрастающее поколение станичников. До отправления рейса на Ростов я постарался объяснить мальчишкам, кем были гайдаровские Тимур и его команда, чем они занимались, о чем мечтали, как поступали с хулиганствующими лоботрясами своего времени. Надеюсь, райцентровские школяры после того прочитали-таки  рассказы и повести Гайдара, которыми когда-то зачитывались их деды и отцы.

Вернувшись в Ростов, рассказал об этом случае своим студентам — будущим «акулам пера», которым по совместительству преподавал тогда журналистское мастерство. И без особого восторга убедился, что более половины студенческого содружества тоже не ведает ни о Тимуре, ни о его соратниках. Фамилию же Гайдар знали, однако, практически все. Имея, правда, в виду при этом не знаменитого писателя, а его внука, оставившего о себе в народе суждения весьма неоднозначные.

С вымышленными литературными и реальными героями прошлого, на кого раньше десятки лет старалось походить подрастающее поколение страны, дело обстоит далеко не лучшим образом. Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, партизаны Володя Дубинин и Леня Голиков, наш земляк Витя Черевичкин… Как ни горько, эти имена ни о чем сегодня не говорят очень многим молодым людям. Понятно, что в эру Интернета и мобильной связи традиционное чтение отошло на задний план. Прогресс есть прогресс. Да вот только, похоже, впору новый ликбез организовать, поскольку не то что начитанностью — даже обыкновенной грамотностью подрастающие современники не блещут. Достаточно полистать школьные тетрадки, студенческие конспекты. При всем этом система-то образования, наверное, на то и система, чтобы, в конце концов, готовить для Родины своей всесторонне развитого гражданина. Человека, способного не только отменно ориентироваться во всемирной паутине и компьютерных примочках, но и по-настоящему образованного, воспитанного не на примитивных комиксах и чужих забугорных героях типа Гарри Поттера. Тут явочным введением  ЕГЭ, объявлением физкультуры профильной дисциплиной, щедрой тратой миллиардов бюджетных рублей  положение  не исправишь. Пока реформаторы современной жизни усердно тщатся отыскать некую особую национальную идею, ею может и должно стать простое возрождение лучших традиций российского образования. Иначе страна вскоре неминуемо лишится истинных патриотов, готовых для нее на все.  Именно о патриотическом воспитании, опомнившись, наконец, после двух десятилетий перестроек, приватизаций, реформ и блужданий, всерьез заговорила в год 66-летия Великой Победы и верховная власть государства. Хочется верить, что не поздно. Опыта же в постановке лучшего в мире всенародного образования и в организации патриотического воспитания своих граждан России не занимать. Сегодня нам всем без опыта этого попросту не выжить, как не выжить и без знания собственной истории с ее уроками, собственной великой литературы, собственного великого кинематографа. Куда же поставим запятую?