
Смотрела репортаж о событиях 9 мая во Львове и, честно сказать, про себя порадовалась, что мой отецфронтовик не дожил до всего этого. Представляю, какие гнев и боль он бы испытал.
Львов был ему не чужим городом, он несколько лет служил там сразу после войны, закончившейся для него, кстати, не 9 мая, а 11го, когда была завершена Пражская операция по освобождению Чехословакии. А сразу после этого во Львов. Много лет спустя он признавался, что там ему порой было труднее, чем на фронте. Послевоенный Львов буквально кишел бандеровцами. И они вели настоящую охоту за нашими военными. Офицерам даже было приказано не ходить поодиночке по ночным улицам. И мой отец, пренебрегши однажды этим правилом, чуть не угодил под пули. Очень обидно было бы, говорил он, погибнуть после Победы. А ведь немало его сослуживцев не избежали этой участи. У него в архиве хранилась крохотная фотография с похорон застреленного бандеровцами офицера. На том снимке отец шел впереди и нес награды убитого
Но ведь потом, уверенно подтвердят люди старшего поколения, мы все много лет жили спокойно не было никакой национальной ожесточенности, никто не вспоминал о бандеровских лозунгах. А теперь все вернулось на те же круги. Но для чего был извлечен старый «скелет из шкафа», с какой целью опять звучат провокационные призывы, оскорбления в наш адрес?
Ничего просто так не бывает. И вряд ли организованно явившиеся к холму Славы и на Марсовое поле хлопчики в масках, учинившие охоту за ветеранами, были обуреваемы чисто идейными соображениями. Что-то не верится. Не то сейчас поколение. Сформировавшись в эпоху слома державы, оно весьма цинично и прагматично. Фанатиков и романтиков в их числе единицы, а может, и вовсе нет. Потому и возникает мысль о заказном спектакле, ангажированной акции-страшилке с использованием молодых маргиналов-статистов. Вполне возможно, проделывавших все действо «не за так». Министр внутренних дел Украины примерно в таком роде и выразился, подчеркнув, что произошедшее 9 мая было спланированной и умело проведенной операцией.
Вывела молодняк на «бой с ветеранами» ультранационалистическая партия «Свобода», позиционирующая себя как последователь Степана Бандеры. И сразу же оказалась на авансцене украинской политической жизни. Переместилась в лидеры «хит-парада», хотя до этого пребывала в аутсайдерах. Цель (по крайней мере, та, что на поверхности) достигнута. Отдельные депутатские возгласы, что хорошо бы эту партию запретить, всеобщей поддержки пока не нашли. Да и вряд ли у когото из украинских властей предержащих хватило бы на это духу. Легче дипломатично сделать вид, что ничего особенного не произошло, погрозить молодым людям пальчиком не делайте, дескать, так больше, старость надо уважать.
Последние двадцать лет нам всем наглядно показали, что нет такого устойчивого (как представляется действующим на тот момент властям) режима, который не мог бы быть опрокинут в результате «стихии народного гнева». А «стихию» можно направлять, ею можно манипулировать, подливать масла в огонь; понятие «гнева» наполнять каким угодно содержанием. Имея конечной целью получение доступа все к тем же рычагам власти, возможностям, средствам. То есть решая чисто прагматические задачи. Национальная тема при этом очень удобный инструмент воздействия. Хотя с другой стороны и обоюдоострое оружие, способное разить заодно и тех, в чьих руках оно оказалось.
Львовский губернатор после событий 9 мая написал прошение об отставке, которое, правда, пока еще не подписано главой государства. Может, целью провокационной выходки в День Победы была смена региональной власти? Или все-таки ставились задачи помасштабнее? Ведь у Украины с Россией имеются общие экономические интересы: не исключено, что львовские события както скажутся на диалоге вокруг них. Кому-то, наверняка, есть от этого выгода.
Жаль, что никто из тех, с кого срывали георгиевские ленточки, не сорвал в ответ маски с физиономий нападавших. Хлопцам ведь исподтишка было легче подличать

