Недавно обнародованное исследование Министерства экономического развития РФ о состоянии дел на коррупционном рынке (между прочим, первое официальное из этой области!) вполне можно считать сенсационным. По данным МЭР, количество так называемых бытовых взяток, которые еще кое-где у нас порой берут отдельные чиновники за услуги рядовым гражданам, заметно снизилось.
Например, в 2005 году, по данным министерства, в госструктурах получили 46 миллионов взяток, а в 2010 году всего только 31 миллион. Общий объем рынка коррупции в 2010 году составил 164 миллиарда рублей, увеличившись за 5 лет всего на 35 миллиардов рублей. То есть надо понимать, что мог увеличиться гораздо больше,
А вот с гражданами дела обстоят гораздо хуже. Если верить исследованию МЭР (а не верить нельзя,
И еще один факт, выявленный в ходе исследования, проведенного Министерством экономического развития: средний размер бытовой взятки за 5 лет, с 2005 года, вырос в два раза и составил 5285 рублей. Выходит, что тех, кто взятки берет, стало меньше, но те, кто все еще продолжают брать, свои расценки повысили. Такая вот арифметика.
Интересные выводы напрашиваются. С одной стороны, коррупция как будто пошла на убыль. А ведь за борьбу с мздоимством
С другой стороны, имея успехи в борьбе с коррупционным злом, мы явно не продвинулись в повышении эффективности работы тех самых госструктур, о которых идет речь в исследовании. Если бы эффективность повысилась, не было бы столь тревожного роста числа рядовых граждан, которые готовы (или вынуждены как посмотреть!) давать взятки и соблазнять ими отдельных морально неустойчивых госслужащих. Результат исследования прямо говорит о том, что при наличии материального стимулирования, в нашем случае в виде незаконной мзды, колесики бюрократического механизма начинают крутиться куда быстрее, чем без «подмазки». Значит, может наша бюрократическая система работать и эффективнее, и качественнее? Так чего же ей не хватает?
Позволю себе высказать мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. Возможно, в структурах, уличенных Министерством экономического развития в наибольшем объеме оказываемых ими коррупционных услуг (список можно найти в Интернете), недостаточно хорошо продуман механизм стимулирования. В научных исследованиях это еще называется социальными лифтами. Чиновник или сотрудник того или иного ведомства должен четко и ясно понимать, за счет каких (подчеркну законных и легитимных) средств он может рассчитывать на материальное поощрение, на служебный рост и прочие блага. Если проще: необходимо неукоснительно соблюдать и выполнять правило кто больше и лучше работает, тот больше и зарабатывает, быстрее продвигается по служебной лестнице. Не грех этому поучиться у эффективных компаний.
Много раз приходилось слышать: государственные органы это не бизнес, не производство, и применять в них методы поощрения, которые практикуются в деловом мире, нельзя.