
На неделе президент Медведев развернул новое наступление против коррупционеров, «душащих Россию», предложив ряд новаторских инициатив. Но что-то мешает поверить в их эффективную реализацию. Давайте разберемся, в чем червь сомнений.
«Ответ очевиден и должен быть, как говорится, симметричен: удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо. В этом солидарно все российское общество», заявил глава государства. Для повышения эффективности антикоррупционных действий он предложил «расширить основания для увольнения с госслужбы подозреваемых в коррупции лиц».
В частности, основанием для увольнения, по его мнению, «могут служить данные, полученные в результате
То есть увольнять по причине утраты доверия. И сначала все было понятно: для судебного процесса компромат не годится, но на стол вышестоящему начальнику положить можно, а начальник как честный человек должен негодяя уволить. Но оказалось, что не все так просто даже наоборот:
«Проще говоря, президент предлагает избавляться от госслужащих, даже если их только подозревают в преступлении, без возможности это доказать или опровергнуть»,
А это, простите, как? Уволенный на основании оперативных данных потребует признать их не соответствующими? И ведь получается, что выиграет!
По мнению главы Адвокатской палаты Москвы адвоката Генри Резника, предложение Медведева «некорректно». «Так мы очень далеко зайдем». Он пояснил, что «оперативные сведения не обладают должной юридической допустимостью», чтобы на их основании принимать решения об увольнении.
При этом Резник отметил, что не исключает возможности увольнения за утрату доверия. «Но условием должны служить установленные факты, которые не могут носить засекреченного характера», пояснил защитник, «отметив, что на основе секретных данных может быть проведена работа, чтобы обеспечить должную правовую форму увольнения, если оно потребуется» (РАПСИ).
Иными словами, Резник предлагает оставить все как есть. Подозреваю, что этим все и закончится, когда волна схлынет. После той работы, которую предлагает Резник, обеспечивается уже не «правовая форма увольнения», а нары. До нар дело доходит у нас редко, в том числе и трудами самого Резника, так что без хлеба адвокат не останется.
Есть, правда, способ исключить из цепочки юристов. Воспользовавшись предложением самого Резника: установленные факты не должны быть засекречены! Их нужно публиковать. С указанием, что они из «источников, заслуживающих доверия». Для суда это не доказательства, конечно, но для общественности очень даже годится. И пусть тогда уволенный обращается в суд. Если его будет волновать только восстановление на работе,
К сожалению, у нас так и не прижилась цивилизованная традиция уходить в отставку при первых же пятнышках на мундире. Хорошо бы помочь осознать чиновникам, что это по крайней мере некрасиво.
Да, высока вероятность, что и эту инициативу «заволокут» и нивелируют. Кроме того, все равно ведь нужна политическая воля. Иные сидят на самых высоких должностях, заляпанные с головы до ног, и хоть бы хны! И боюсь, что «утрата доверия» им и впредь не грозит. Что, опять будем тренироваться на мелких сошках, отвлекая общественное внимание? Этот номер пользуется все меньшим успехом.
Год назад Медведев фактически признал, что объявленная война с коррупцией безрезультатна. Но теперь уже нельзя не признать, что бег на месте не только не повышает тонус, но и становится угрожающим. Хотя бы потому, что зазвучали идеи, вроде той, что предложила обсудить Елена Панфилова в эфире программы ТВЦ «Народ хочет знать»:
«Если Запад западные страны начнут арестовывать счета, которые мы не видим в налоговых декларациях, будет ли это заговором против суверенной демократии?»
Простота, говорят, хуже воровства. Идеальные представления это благие намерения, которыми усыпана дорога в ад. Вспомните хотя бы, кому принадлежит бессмертная фраза «Запад нам поможет!» Остап Бендер просто издевался. Западные страны будут арестовывать преимущественно счета тех, кто к ним недостаточно лоялен. При этом вопрос о происхождении денег отодвинется на второй план. Это же очевидный механизм массового производства агентов влияния (как минимум!). К борьбе с коррупцией это не имеет отношения даже наоборот.
Тем не менее идея получает свое развитие.
«Я думаю, терпение простых россиян может быть на исходе, говорит Гарри Каспаров в интервью The Washington Post. Он приехал в Вашингтон, чтобы обсудить «важные идеи». Они видят, что единственный показатель, который растет, это количество российских миллиардеров в списке Forbes».
Об идеях Каспарова чуть ниже, а пока немного о его идеалах:
«Удерживая Россию в стороне от демократических движений, которые вспыхнули на Украине, в Грузии и Киргизии, сейчас Путин должен волноваться о влиянии «арабской весны». Путин сделал все, чтобы предотвратить «оранжевую революцию», однако ныне появляется «призрак площади Тахрир», считает Каспаров.
Унылый романтик вчерашнего дня! «Оранжевая революция» сама сделала гораздо больше Путина, чтобы себя предотвратить в России. Что изменилось на Украине в результате победы этой псевдореволюции? Команды воров поменялись. Не это ли мечтают провернуть и здесь, переворачивая страну вверх дном? А про Грузию и Киргизию разумный политик вообще предпочел бы промолчать. Или он думает, что «Вашингтон пост» здесь не читают?
А вот и сама идея, призванная приблизить каспаровские идеалы:
«США имеют в своем распоряжении практический инструмент, который может ослабить властную хватку Путина, а именно, законопроект, продвигаемый
Отлично, Гарри! Эта мера сразу выявит всех агентов влияния Белого дома, а то и ЦРУ. Если мы увидим,
А если серьезно, то если такой закон паче чаяния будет принят, это поможет консолидации национальной буржуазии/элиты и ее оздоровлению: отрезав путь в западные банки и бизнес, ее заставят вкладываться в Россию. А вкладываясь в страну, в которой жить и жить, многое переосмыслишь. Тех же, кто на основе «закона
Запад нам поможет! Если только правильно понимать эту помощь

