Маленькая неприятность с Единым государственным экзаменом, произошедшая в нынешнем году в некоторых регионах нашей страны, уже известна большинству граждан благодаря острым материалам, появившимся на телевидении. Оказывается, не менее 300 тысяч выпускников школ благополучно списали тесты с помощью социальных сетей в Интернете.

Другой части школьников просто раздали готовые ответы. А уж о творческом применении всевозможных продвинутых гаджетов и говорить не приходится, это и так у всех на виду.

Некоторые СМИ уже поспешили оценить происшедшее как провал реформы образования и единого госэкзамена в том числе — как составной части этой реформы. Да и власти обеспокоились очень серьезно. Прозвучали предложения в следующем году привлечь к контролю над проведением выпускных госэкзаменов правоохранительные органы. Вплоть до личного досмотра экзаменуемых и преподавателей, чтобы не применяли хитроумные способы списывания. Тут, конечно, кто-то сильно погорячился: представить себе выпускников, которых по одному обыскивает полиция — не хватает силы воображения. А главное — и не нужны эти строгие меры, нет в них смысла.

Главная «фишка» единого госэкзамена, которую в свое время очень рекламировали авторы проекта, — открывающаяся для выпускника возможность поступить в высшее учебное заведение по результатам ЕГЭ. Дескать, это в разы снизит коррупцию при поступлении в вузы. Сегодня многие эксперты утверждают, что на самом деле ЕГЭ не сократил коррупцию в системе образования, а только перераспределил финансовые потоки. Платная (в том числе и неофициальная) подготовка к ЕГЭ имеет место. Коммерческие отделения никто пока не отменял. А качество знаний, в конечном итоге, определяется не столько по результатам ЕГЭ, сколько в процессе обучения в высшем учебном заведении — кто-то сможет учиться, кто-то уйдет, а кто-то кое-как дотянет до диплома по платной форме обучения (официальной или не очень).

Главная проблема начинается дальше, и по сравнению с ней недостатки ЕГЭ — всего лишь цветочки. У нас в Таганроге эту проблему один мой коллега-журналист в частной беседе осветил с такой неожиданной позиции: «Приходишь на рынок, и душа радуется! У продавцов — правильно поставленная речь, изысканные манеры, чистые руки, у женщин — приличный маникюр и прическа. Начинаешь задавать вопросы, и выясняется — у одного, другого, третьей — высшее инженерное, педагогическое, а то и экономическое образование. В предприниматели и торговцы пришли или прямо с вузовской скамьи, или из заводских КБ, которые закрылись. У нас теперь вся интеллигенция — на рынке».

Мы возмущаемся массовым списыванием ЕГЭ и тем фактом, что в вузы попадают неподготовленные абитуриенты, и при этом значительная часть дипломированных специалистов работает не по специальности. У нас все еще, в ряде случаев, система образования действует, как завод, выпускающий продукцию, которая никем не востребована! Ну и какая разница — спишет будущий дипломированный специалист ЕГЭ или сдаст по-честному, если, скорее всего, полученные затем в вузе знания ему все равно не пригодятся?

Конечно, лучше, чтобы выпускные экзамены проходили корректно, а их результаты были подлинным отражением уровня подготовки выпускников. Еще лучше, если бы дальнейшее обучение в вузе, в который молодые люди попали по результатам ЕГЭ, давало бы гарантированную работу по избранной специальности. И совсем было бы замечательно, если бы государство, промышленность и бизнес настолько были заинтересованы в грамотных специалистах, что сдавать ЕГЭ по шпаргалке, а затем заканчивать вуз кое-как за деньги было бы очень стыдно, бесперспективно для дальнейшей работы и жизни, и общественно порицаемо. Пока этого нет, списывать будут, и никакая полиция не поможет.