Страна скорбела по жертвам затонувшего на Волге теплохода «Булгария». «Посудина» 1955 года постройки  отправлялась в обычный рейс. С креном на правый борт и только одним работающим двигателем — и рейс стал последним.

Сколько еще таких ходит по рекам России! Я вот тоже собрался в путешествие. И теплоход, на котором поплыву из Питера в Ярославль, 1957 года постройки. Всего на два года младше затонувшей «Булгарии». На сайте туристической фирмы пишут, что он прошел в начале 2000-х модернизацию, а, следовательно, вполне безопасен. Проверю, может, и не врут.

Парадоксы российского сервиса. Хочешь безопасности — плати большие деньги. Путешествие на теплоходах, сравнительно новых, 1990-х годов постройки, влетит в копеечку. Цены на речные круизы взлетают до космических 120 тысяч рублей. А безопаснее — для кошелька и человека — не путешествовать вовсе, дома сидеть… Однако любителей вроде меня такой аргумент не останавливает. Путешествуем. Рискуем, конечно. В России это привычно. Потому что ради прибыли у нас быстро привыкли экономить. На всем. В том числе  на безопасности и хорошем сервисе. Эти вещи напрямую связаны между собой. Вспомним трагедию «Булгарии». Чтобы не задохнуться от жары, пассажиры нижней палубы открывали иллюминаторы. Кондиционеров не было! Кстати, наша с товарищем каюта — тоже на нижней палубе. «Но мы иллюминаторы открывать не будем», — сразу предупредил он.

В области обеспечения комфорта своих пассажиров особенно преуспели «Российские железные дороги». Хочешь с комфортом — плати много денег. К твоим услугам скоростные и фирменные поезда. Если комфорт не по карману, отправляйся обычным. Альтернатива вроде и есть. Да только выбирать особо не из чего. Потому что, как правило, обычный поезд — это старые вагоны. Кондиционеров, конечно, в них нет и в помине. Вот и представьте, каково ехать в таких условиях, скажем, на море, а еще лучше, с моря. Точно знаю, что по жаре — малоприятное занятие, ровно год назад ехал в старом вагоне. Итог той поездки — одному из пассажиров от удушающей жары (в вагоне вечером было за 30!) плохо стало. На одной из курортных станций поезд останавливали, чтобы вызвать врача…Год прошел, а мало что изменилось. К морю можно уехать либо «за дорого», но с комфортом, либо дешево, но сердито…

«Ту–134 в Петрозаводске, теперь, спустя неполные 3 недели — теплоход «Булгария». Интересно, есть еще страна, в которой так часто люди гибнут десятками в мирное время, просто отдыхая, из-за древней техники…» — написала на своей странице в социальной сети коллега, в недавнем прошлом журналист «НВ» Елена Иванова. Трудно не согласиться. А главное, неоткуда взяться новому. президент объявил, что стареющие «тушки» нужно выводить из эксплуатации. Очень правильно. Но не на чем будет летать! Радует, что впервые за много лет спроектировали свой российский авиалайнер «Суперджет». Но, думается, что его производство еще не достигло тех масштабов, чтобы обеспечивать потребности авиаперевозчиков. Пока что в российском небе — «аэробусы» и «боинги». Тоже, между прочим, не самые новые самолеты…

А внизу, на земле, по водным артериям, ходят корабли, самым новым из которых лет двадцать. Разве есть, чем заменить стареющий флот?.. Не наблюдается на верфях оживления… Исчезли бесследно «Ракеты» и «Кометы». Страна наша ветшает. В технологическом плане мы никак не совершим свой рывок. Стареющая техника еще может послужить при грамотной эксплуатации. Но тут вступает в действие «человеческий фактор». Что делать с извечной российской халатностью?.. Что-то мне подсказывает: время ее изменить не в состоянии…