На День города в Ростове, по уже сложившейся традиции, автобусы подвозили горожан совершенно бесплатно. На мой личный взгляд — спорный подарок.

Хотя бы потому, что «халявные» автобусы ходили достаточно редко. Даже на Б.Садовой, где пассажиры не привыкли ждать на остановках больше пары минут, собирались скучающие толпы. Где-то там, через четыре остановки, вовсю играет джазовый оркестр, даже с остановки слышно. Но — пустынна улица. Пойти пешком? Пойти, решаем мы, когда автобус…. подъезжает к остановке. Забитый под завязку, как ранним утром, в спальном районе. А рядом — еще толпа, которая хочет втиснуться — и втиснулась-таки. «Халяву наш народ любит», — пробурчал кто-то из оставшихся на улице. — «Двенадцать рублей сэкономить им в радость».

Халява? Да я бы заплатила и повышенную в честь праздника цену на проезд (как это делается в такси), только бы успеть на праздничные мероприятия. И многие — тоже. Тут, мне думается, другая проблема: халяву не любят владельцы автобусов. Сколько не вышло на рейс в тот день общественного транспорта: четверть, треть всего состава? Почему в разгар дня всех этих обгоняющих и подрезающих друг друга, спешащих прийти к остановке первыми автобусов и троллейбусов было не найти? Платные, как обычно, маршрутки ходили с привычным графиком и тоже, обратите внимание, были забиты до отказа.

В такой ситуации можно было бы найти оправдания для такого странного графика работы в субботний (для многих — рабочий) день. Допустим, таким образом горожан просто хотели принудить больше ходить пешком в этот прекрасный солнечный денек. Или — высвободить проезжую часть для особенно многочисленных в День города свадебных кортежей. Или…

… Но в любой позитив наш читатель, живущий в Ростове или лишь изредка приезжающий в донскую столицу, просто не поверит. Ибо нет его — позитива — в сложных отношениях горожанина и общественного транспорта.

Казалось бы — сделано в последние годы много! Появились новые красивые автобусы — «душегубок» этим летом было на порядок меньше. Изменились маршруты следования: например, продлили и закольцевали особенно популярные, чтобы охватывали сразу Ворошиловский и Буденновский. Автобусные остановки чинят в массовом порядке. Опять же, цену на проезд долго не поднимали, держались из последних сил, сдавшись одними из последних среди «миллионников» России.

Чего же не хватает вредным пассажирам? Простого человеческого отношения.

Новые автобусы — просторные и светлые — в народе тут же прозвали «акробатическими». Тем, кто пытался забраться на первые «инвалидские» места новичков ростовских дорог, понятно о чем речь: бабушке с палочкой такое просто не под силу, беременные и женщины с детьми там просто не помещаются. Закольцованные маршруты — «облысели», теперь ждать на остановках приходится дольше. Некруглая сумма оплаты для пассажиров — как бензин в костер постоянного скубежа по поводу размена денег: традиционный для ростовских водителей «салют» из десятикопеечных монет стал куда более частым. Водители оправдываются, мол, они лучше из своего кармана доплатят, чем будут эти монетки пересчитывать, а вот пассажирам очень обидно наблюдать такое отношение к их «кровным».

Да и толку с отремонтированных остановок, если останавливаются автобусы там, где удобно водителю, а не пассажиру?

Конечно, Ростову географически сложно наладить четкое транспортное сообщение между всеми районами: постоянно забиты дороги «центра», куда стекается народ из спальных районов по утрам, откуда пытается уехать домой по вечерам.

Да, общественному транспорту все сложнее маневрировать среди все увеличивающегося потока автомобилей, и даже специально выделенные полосы не спасают от пробок и заторов.

Но именно в таком «военном положении» и должно на первый ряд выходить человеческое  отношение к пассажирам — они-то в чем виноваты? Причем речь идет не о административном планировании маршрутов, а об общественной ответственности тех, кто добился права выполнять эти маршруты — владельцев транспортных компаний. Непростое это дело — заниматься перевозками в Ростове. И дороги забитые, и люди горячие. Но ведь взялись же! Уверена, что жалобами на «простои», издевательские парковки, пропуски «незначительных» остановок и просто на хамство водителей усыпаны все столы руководителей транспортных компаний.

Так в чем же дело? Доброе отношение — и кошке приятно, а мы — не кошки, мы вам деньги платим.