— Вы что, не знаете значения слов в русском языке? — возмущались в трубке. — Как вы можете писать «уличили», если даже судебного заседания по этому поводу не было? ФАС только дело возбудило, а вы уже…

А мы уже опубликовали замечательный факт: многократный победитель конкурса «Лучшие товары Дона» ростовский производитель «Белый медведь» «под маркой бутербродного сливочного масла «Крестьянское подворье» продает продукт, соответствующий по составу  ГОСТу Р 52100-2003 «Спреды и смеси топленые» (Клуб потребителя, 06.10.2011). Стало это известно после того, как со своим «открытием» к антимонопольщикам обратились сотрудники общества защиты прав потребителей «Равноправие». О чем и сообщила пресс-служба УФАС Ростовской области на своем официальном сайте.

По толковому словарю русского языка Ушакова, «уличить» — это открыть доказательства чьей-либо виновности. По поводу самого факта замены составляющих масла на растительные жиры мой собеседник ничего не сказал, он был возмущен нашей формулировкой. Между тем антимонопольщики именно уличили производителя — лучшего слова тут не подберешь. Ведь даже если и проиграет «Белый медведь» в суде по возбужденному ФАС делу, то понесет наказание за «недобросовестную конкуренцию» с другими производителями. Защита потребителей, которые приобрели под видом масла растительный спред, – вне компетенции ФАС. Что остается им в данной ситуации? Уличать, предавать огласке данный факт.

Именно этой тактики придерживаются и при проведении независимых экспертиз товаров на ростовских рынках в рамках областной программы по защите прав потребителей. Наши постоянные читатели уже привыкли к регулярным «ужастикам по четвергам» — публикациям результатов этих исследований в «Клубе потребителя». Одна из таких — про опасные для здоровья салатики и фаст-фуд — недавно наделала много шума в Интернете. Пользователи (в основном офисные работники, этими же салатиками и обедающие) громко возмущались, пришедшие на шум представители уличенных производителей защищались и обвиняли автора в некомпетентности… А автор данного материала вместо торжества от «выстрелившего» материала грустила над комментарием к публикации на одном из форумов: «А что этим производителям после этого будет?». И не знала, как ответить.

Вот как объяснить тот факт, что аккредитованные по международным стандартам на проведения подобных «контрольных закупок» эксперты выявляют опасные товары, а имеющий право карать производителей Роспотребнадзор на это не может адекватно отреагировать? Объяснение, разумеется, есть. И результаты поступают в надзорный орган через 2-4 недели после закупки, когда партия товаров уже давно раскуплена. И федеральный закон № 294, названный в народе «Хватит кошмарить производителя», требует определенного алгоритма действий как при выдаче разрешения на внеплановую проверку, так и на проведение этой самой проверки. И плановые исследования Роспотребнадзора проходят по иному принципу, чем «контрольные закупки». Первые изучают «срез рынка», во время вторых ищут потенциальных нарушителей и после проверяют свои догадки в лаборатории. Но факт остается фактом: нарушения есть, а наказания за это производителям нет. Кроме одного — урона репутации.

Но вы знаете, многие фирмы и компании боятся этого куда сильнее, чем смехотворных для их товарооборота штрафов. Вот в прошлом году, например, как ужаленная взвилась одна из фирм, оспаривая обвинение в сокрытии истинного местонахождения источника воды, которую поставляет на рынок. Они были категорически против того, что купола на этикетке и название могут запутать покупателя, и тот не догадается: скважина находится на территории юридического адреса фирмы в «промзоне», а не в монастыре. Шуму было много: производитель оперировал заключением московских специалистов (стоящих по рангу на том же уровне, что и ростовские), грозил судебными исками… Хотя в публикации об экспертизе бутылированной воды акцент ставился на куда более серьезное нарушение: по химическому составу вода вообще не имела права на звание «высшей категории». Чем окончилось данное дело — неизвестно, после многостраничной «объяснительной» от автора данных строк отстали и больше никак себя не проявляли. Наверное, все-таки производитель сумел отбиться от обвинений, ведь неспроста же после этого случая именно его вода постоянно стоит на столах во время всех без исключения ростовских мероприятий по защите прав потребителей.

Так же, наверное, решат и утрясут такие «неприятности» «КП Будь здоров», второй год подряд попадающийся на опасных салатиках. Или краснодарская «Калория», уже который год фанатично занимающая все лидирующие места в номинациях «Самый опасный товар» во время экспертиз молочной продукции. По крайней мере, среди оглашенных Роспотребнадзором мер по итогам независимых экспертиз в этом году никаких административных дел по отношению к данным фирмам не было заведено. Как и по отношению к более чем двум десяткам других производителей продовольственных товаров, чьи продукты были признаны опасными для здоровья покупателей. И лишь возмутительные для этих самых производителей публикации в СМИ будут им наказанием.

Вот именно поэтому, уважаемый гендиректор ООО «Белый медведь», мы и публикуем настолько «радикальные» заметки. Мы верим, что вы с легкостью вывернетесь из этой щекотливой ситуации. Прокуратура вряд ли назовет мошенничеством такую мелочь, как «доведение до потребителей недостоверной информации»: ну подумаешь, покупает человек масло, а получает спред — а кому сейчас легко? Роспотребнадзор тоже, скорее всего, не сочтет серьезным нарушением прав потребителей замену сырья при изготовлении конкретного, регулируемого многими правилами и требованиями товара. Так хоть мы уличим, расскажем своим читателям: «А вы вообще знаете, что едите?!». 

Не нравится вам такая «реклама» — будьте любезны, наведите порядок на своем производстве сами, раз уж палка «лучшего в мире» закона о защите прав потребителей до вас не дотягивается.