Точную дату конца российских печатных СМИ назвал выпускник Ростовского госуниверситета, российский пиарщик и журналист Андрей Мирошниченко. «Газеты умрут 28 декабря 2036 года», — в очередной раз произнес он на форуме «PR на Юге» в конце октября в Ростове-на-Дону. В очередной, потому что свою теорию краха прессы Андрей публике представлял не впервые.

Иной раз думаешь, как это здорово — выдумать свою теорию и доказывать всем ее правдоподобность. Лучшего занятия в жизни и представить себе невозможно!..

У героя знаменитого фильма «Москва слезам не верит» собственной теории не было, а убеждения были. Он, начинающий оператор, на заре телевизионной эпохи свято верил в то, что «придет время, и не будет ни театра, ни книг, ни кино, будет одно сплошное телевидение!..» Эта фраза стала классической, а вот пророчество не сбылось…

Десятилетия прошли, у человечества новая напасть. Захватит ли Интернет сердца, умы и души? Сегодня над этим вопросом всерьез задумываются и газетчики, и телевизионщики. Посыл, или как сейчас говорят, — «месседж» времени таков: стремительно развивающиеся технологии настолько прочно войдут в нашу жизнь, что книги, газеты начнут читать только в электронном варианте или в Сети.

«Каждое десятилетие будет приносить новый вид транспорта. Нам надо будет просто учиться ездить на новой лошади». Это так об Интернете генеральный директор Первого канала Константин Эрнст отзывается. Недавний доклад шефа одного из главных российских каналов о будущем ТВ в эпоху Интернета вызвал общественный резонанс на крупном телевизионном форуме в Каннах. «Классическое телевидение убьет не Интернет, а люди, сформированные Интернетом», — считает Эрнст. — «Психика людей, родившихся после 1980-го, сильно отличается от психики людей, родившихся до. Язык, который они воспринимают и который является для них адекватным, принципиально иной. Как и их представления о развлечении, информации, бюджете свободного времени. Им, тогда еще детям, была предложена другая модель акцептирования общественной реальности. Не электронный ящик, стоящий в углу комнаты, а компьютер, стоящий на их столе, — их окно в мир. Люди, родившиеся после 1980 года, не готовы проводить весь вечер у телевизора. Не готовы подчеркивать фломастером в телегиде интересные для них программы. Многие не в состоянии просмотреть часовую программу до конца… Зачастую рекламный трейлер полностью удовлетворяет их интерес к просмотру. Синдром рассеянного внимания — диагноз этого поколения. Это не хорошо и не плохо, это факт…»

Как излечить этот синдром? Телевизионщики пока не знают. Но вполне возможно, что «в ближайшее время большим телевизионным брендам придется создавать две версии — для цифрового поколения и для аналогового. Потому что если раньше вы смотрели MTV, а повзрослев, переходили на большие каналы, нынешние молодые зрители будут и в дальнейшем смотреть те каналы, к которым привыкли,— потому что там говорят на их языке…»

А печатным СМИ и книжной продукции, кажется, и правда уготовано незавидное будущее. Наш премьер-министр — большой поклонник хай-тека. Он электронные книги любит. Вот и одобрил предложение главы РОСНАНО Анатолия Чубайса о внедрении в порядке эксперимента в школах России «ридеров» — электронных книг. Они пока еще дорого стоят, но ведь весят во много раз меньше бумажных аналогов, а сколько информации вмещают! И потом, можно ведь организовать какую-нибудь федеральную программу типа «Электронные книги — школьникам». Деньги под программу выделить…

Надо сказать, эксперимент в стране пошел вяло. Регионов, готовых включиться в него, не набралось и десятка… Впрочем, единый госэкзамен десять лет назад тоже был экспериментом. А сегодня вся страна сдает — так по закону положено…

Если же прогрессивную штуку типа электронной книги тоже узаконят и приравняют к обязательной, боюсь, мы потеряем целое поколение. Здоровым ли оно вырастет? Польза от чтения электронных книг сомнительна: зрение падает… Но нам к экспериментам не привыкать!

А, может быть, не стоит бросаться, очертя голову, в пучины новых технологий, а всего лишь научиться «ездить на новой лошади»? Хай-тек, по идее, должен стать хорошим дополнением к уже существующим достижениям прогресса, а не заменить их. Сегодня же происходит с точностью до наоборот. Мир становится все больше виртуальным. И даже уже у российских чиновников считается признаком хорошего тона вести «прямые трансляции» своих совещаний в Твиттере… Интересно: станут ли классикой посты современных блогеров, типа какого-нибудь Навального? Вспомнят ли о них, авторах всемирной паутины начала ХХI века, спустя десятилетия люди?..