Вы — за безопасность на общественном транспорте? Я, как говорится, двумя руками. Мои знакомые и соседи — тоже. Тогда почему же всех нас не только не радуют, но даже тревожат учащающиеся разговоры об устрожении правил проезда в маршрутках и, в частности, запрета на перевозки стоячих пассажиров?

Марина Каминская

Вновь — волна обсуждения этой темы в местных СМИ. Вновь выступают руководители автотранспортных предприятий. Соглашаются, что перевозки стоячих пассажиров — это серьезное нарушение, но объясняют такую практику своих водителей величиной тарифа. В донской столице он составляет 17 рублей, тогда  как транспортники давно добиваются утвердить цену, превышающую эту чуть не вдвое.

Дескать, стоил бы проезд не 17, а хотя бы 25 рублей — и никаких проблем! А так зарплата у водителей маршруток — 10 тысяч рублей, а с выручки надо и на ремонт машин деньги собрать, и на обновление автопарка, и т.д., и т.п.

И вот тут в нашей компании пассажиров возникают очень простые, детские почти вопросы.

Как вы думаете, какой должна быть зарплата, чтобы человек не соблазнялся «левыми деньгами», не мухлевал и не химичил?

Допустим, в результате скачка тарифов так же заметно вырастут зарплаты водителей маршрутных такси, достигнув, по-белому, аж 15 или 20 или — ах, головокруженье, —  25 тысяч рублей. Ну и что?

Не счесть примеров, когда повысить свое благосостояние в обход норм, правил и законов пытаются те, у кого месячный доход от 50 тысяч и выше. Миллионеры воруют, а тут… Не говоря уже о том, что за рулем маршруток в донской столице явно люди все больше неместные, но едва ли не желающие обзавестись здесь домом. Люди из тех мест, где в традиции — многодетные семьи и неработающая жена. А вы говорите — 20 тысяч — и все в порядке. Это в нашем-то мире, где росту потребностей нет границ?

Но самый важный для нас, пассажиров, вопрос о нас самих: что делать будем, если и вправду в маршрутках введут строгий запрет на проезд стоя?

Мы что, любители автотранспортного экстрима? Нам бы тоже лучше — сидя. Но где ж в час пик найти такую маршрутку?

В час пик и в автобусах, и в маршрутках народу полным-полно. Яблоку негде упасть. Ноги друг другу отдавливают. Что, скажите, делать тем лишним, которые сегодня едут стоя в маршрутках? Взбираться на крыши автобусов? Ночевать на работе?

В последнее время в нашей области произошло несколько ДТП с участием маршруток и печальным исходом. Но разве случились они из-за перегрузки пассажирских салонов? Не первое ли дело — обеспокоиться квалификацией водителей, проверить их на эмоциональную устойчивость — и т.д.

Кстати, на улицах донской столицы сегодня ездят маршрутки трех видов. В газелях стоять пассажиру часто  негде. А тем маршруткам, которые и называют в народе микроавтобусами, — почему бы и не перевозить некое разумное количество стоячих пассажиров?

Между прочим  и жариться на остановке летом или мерзнуть зимой — тоже пассажиру не на пользу. И ехать в переполненном обыкновенном городском автобусе не только некомфортно, но и небезопасно. Вряд ли, если уж следовать букве закона, и он рассчитан на столько пассажиров, сколько набивается в него в час пик.

Люди нервничают, ссорятся, бранятся. Поручней не хватает. Большинством владеет одна беспокойная мысль: «Только бы водитель резко не тормознул».

И, тем не менее, страшно подумать, что будет, если когда-нибудь кому-нибудь придет в голову и тут установить ограничение в соответствии с регламентированной вместимостью…

В этом году жителей донской столицы окрылила, было, надежда на строительство ростовского метро. Но, как видно, ростовский метрополитен — не такое уж скорое дело.

Пишут, что мировая изобретательская мысль не дремлет, уже есть опытные образцы «безразмерных» автобусов — то сжимающихся, то расширяющихся — по мере необходимости. Но такие чудо-машины для Ростова еще более фантастический вариант.

Словом, маршрутки долго еще будут для донской столицы важным транспортным средством. Значит, и проблемы, с ними связанные, решать надо внимательно и всесторонне, не забывая о тех пассажирах, которым и сегодня в них уже не хватает мест.