
Результаты воскресного голосования на выборах в Госдуму можно одновременно считать как предсказуемыми, так и опрокидывающими многие прогнозы. Они двойственны, как вся наша российская жизнь.
Без малого 50 процентов, полученных «единороссами», обеспечат им в нижней палате российского парламента вполне солидное число мест. По предварительным данным, это гдето 238 депутатских мандатов. В любой маломальски развитой европейской стране партия, получившая на всеобщих выборах такую поддержку, может смело претендовать на выражение воли и чаяний большинства населения.
Оппозиционные партии а это все те же КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» серьезно упрочили свои позиции, получив соответственно 19,16, 11,66 и 13,22 процента. Переведем это в осязаемое число мест и увидим, что коммунисты, получив возможность образовать фракцию из 92 депутатов, за малым не удваивают свое присутствие в Госдуме. ЛДПР к имевшимся у нее 40 мандатам добавляет еще 16, а фракция эсеров теперь будет насчитывать 64 человека против 38 в складывающей полномочия пятой Думе.
Политическая жизнь России заметно левеет. Это факт. И попрежнему остается фактом отсутствие в нашей парламентской жизни правого фланга. Правые партии и в этот раз оказались за бортом, даже близко не подойдя к заветным пятисеми процентам. Отсутствие правого крыла давно у нас приняло стойкий характер. И это волей-неволей заставит «Единую Россию» сместиться вправо от центра. Того потребуют законы политического равновесия, без соблюдения которых на поступательное развитие рассчитывать не приходится. Победителям стоит учесть: проиграв кампанию, то же «Яблоко» в столицах не потерялось. Если иметь в виду, что все перемены берут начало именно там, то как знать
Хотя результаты народного волеизъявления по регионам заметно разнились, они в общих чертах повторяли тенденции прошлых лет. Там, где отдавали предпочтение левым, такие настроения остались, типично «единороссовские» территории продемонстрировали верность своим политическим симпатиям. Снявший уже более десяти лет «красный пояс» Дон показал в основном результаты, которые согласуются со среднероссийскими. «Единая Россия» у нас набрала 50,22 процента, что чуть больше среднего. Но больше среднего, получив 20,85 процента, добились и коммунисты. ЛДПР, которую у нас всегда не слишком привечали, за что на Дон постоянно обижается В.В. Жириновский, и на этот раз оказалась лишь четвертой с 10,15 процента. Тогда как «Справедливая Россия» практически подтвердила свой среднероссийский результат: 13,26 процента.
Рискну предположить, что такие результаты должны радовать всех. В том числе и «единороссов». Причем их в первую очередь, поскольку дают этой партии шанс излечиться от синдрома «руководящей и направляющей», сгубившего в свое время КПСС. Похоже, в «Единой России» это поняли. Иначе с чего бы этого здесь принялись вспоминать Маркса с его крылатой формулой «абсолютная власть развращает абсолютно»? А возглавивший партийный список президент Медведев уже призвал к налаживанию внутрипарламентского диалога и сотрудничества. Вопреки другой крылатой формуле, принадлежащей спикеру пятой Госдумы Борису Грызлову, Дума вновь становится местом для дискуссий, поднимаясь на принципиально новый уровень работоспособности.
А вот подняли ее на этот уровень рядовые избиратели. Кто бы что ни говорил, а наши люди, придя к урнам, проявили гражданскую и политическую зрелость. Средний показатель активности избирателей превысил 50 процентов. При этом разнос его по разным регионам составил от 40 с лишним до более чем 90 процентов. На Дону явка составила 59,37 процента. Такой активности большинство политологов не ожидало, и она стала одним из сюрпризов этой избирательной кампании. Ее агрессивность, местами доходящая до неприличия (так охарактеризовал кампанию председатель облизбиркома Сергей Юсов), не только не оттолкнула избирателя, но напротив: побудила его решительно высказаться в пользу более активной, инициативной и плодотворной деятельности нашего парламента. С другой стороны, люди предпочли одернуть «партию власти», но не свергать ее. Так что все пророчества насчет разного рода арабских сценариев на российских просторах не сбываются. Народ дальнейший путь страны определил вполне внятно.
Это отметили и те два с лишним десятка международных наблюдателей, кто работал на донских избирательных участках. Люди, знающие тонкости избирательного процесса, не могли не подметить перемен в российской общественной жизни. Как заметил побывавший и в нашей редакции британский наблюдатель от ОБСЕ Питер Девис, нынешние выборы отличаются как организацией, так и вдумчивым подходом всех участников избирательного процесса.
Если сказать проще, то гражданское общество, о необходимости которого уже столько слов наговорено, кажется, стало давать первые ростки. А наш безликий электорат, над которым было принято подсмеиваться и который поругивали за вялость, аполитичность и анархические наклонности, вдруг на глазах стал превращаться в избирателя, голос и мнение которого теперь придется учитывать высоколобым государственным мужам.

