Мой хороший знакомый, опытный автомобилист, позвонил и с радостью сообщил новость: «Слушай, бензин подешевел! Наверное, ВТО испугались. Ладно, я поехал заправляться, пока не поздно». Следует пояснить: мой знакомый является сторонником вступления России во Всемирную торговую организацию.

Он убежден: издержки наших производителей чрезмерны из-за неэффективности. А неэффективность — следствие отсутствия должной конкуренции. И в первую очередь, по его мнению, это касается российских предприятий, производящих и продающих бензин.

Не очень поверив сообщению, я сам отправился на некоторые таганрогские заправки. И убедился, что мой знакомый прав. Еще несколько дней назад цена АИ-95 «Премиум» почти приближалась к 30 рублям за литр. А теперь заправиться можно за 28 рублей 90 копеек. Есть заправки, где эта марка бензина еще дешевле. Немного подешевел и ходовой АИ-92.

Впрочем, особого оптимизма я не испытал. Хорошо помню, как в феврале по указанию правительства российская ФАС открыла целый ряд антимонопольных дел в отношении нефтяных компаний, завышающих цены на бензин. В результате цены сначала немного снизились, затем кое-где начались перебои с бензином, и цены вновь взлетели вверх. Помнится, глава антимонопольной службы Игорь Артемьев, характеризуя эту ситуацию, высказался довольно прямолинейно. «Я бы не стал избегать таких терминов, как шантаж», — оценил ситуацию на топливном рынке руководитель ФАС.

Ну ладно, колебания цен в первой половине года были вызваны попыткой повлиять на тех нефтяных монополистов, у которых слишком разыгрались аппетиты. А что произошло теперь, в начале декабря? Производители и поставщики бензина добровольно решили порадовать граждан новогодним подарком и снизить цены? Отнюдь нет. Выясняется, что еще в ноябре этого года руководители ряда российских регионов вынуждены были обратиться на федеральный уровень с жалобой — мол, опять необоснованно растут цены на нефтепродукты. Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий ТЭК, провел экстренное совещание с главами нефтяных компаний. И ясно дал понять, что предпосылок для роста цен нет, их надо понижать.

Компании отреагировали довольно быстро. Уже 6 декабря российско-британский концерн ТНК-ВР выпустил пресс-релиз, из которого следует, что цена на АИ-95 в ряде городов и регионов снижается на 30 копеек, а на АИ-92 — на целых 50 копеек. В пресс-релизе говорится, что компания провела анализ рынка и выяснила: «появились условия для снижения цен на топливо» в интересах потребителей. Разумеется, это касается тех заправок, которые реализуют продукцию ТНК-ВР. Почти одновременно о снижении цен на бензин АИ-92 объявил «Лукойл». Снижение заметное — на 61 копейку, до 26 рублей 96 копеек за литр.

Выходит, мой знакомый ошибся? Не в скором вступлении России в ВТО тут дело. Просто в очередной раз государство вынуждено было вмешаться и немного отрезвить поставщиков топлива, чтобы не задирали цены до заоблачных высот. Пока государственное регулирование, похоже, остается единственным способом поддержания приемлемого уровня цен на бензин в России. Но, кстати, и возможное в будущем влияние ВТО списывать со счетов не стоит. Эксперты убеждены, что вступление России в ВТО — это процесс, как говорится, обоюдоострый. Наши экспортные компании, несомненно, получат от ВТО большие выгоды. Но и для зарубежных предприятий двери на российский рынок откроются шире. И кто сказал, что этими возможностями, например, не воспользуются европейские и американские производители нефтепродуктов? Насчет цены не скажу, но уж точно – качество производимого у них бензина выше, чем нашего, российского. Конкретный пример — некоторые автодилеры прямо говорят покупателям: в инструкции по эксплуатации к вашей машине написано использовать бензин такой-то марки, но вы этого лучше не делайте, качество ужасное. Вы заливайте бензин такой-то, и хотя бы на срок гарантии избежите проблем с двигателем. Можно быть уверенным: если в России появятся заправки известных зарубежных компаний, найдется немало желающих покупать бензин именно там. А если при этом и цена окажется ниже? Может, прав и мой знакомый — заставит ВТО наших производителей подумать и об эффективности, и о качестве.