
Статистики в первый же рабочий день нового года выдали на радость трудящимся благую весть: инфляция 2011 года, составив всего 6,1%, оказалась самой низкой в новейшей истории России.
Так как с ценами на основные товары мы имеем дело ежедневно, ощущая давление инфляции на себе, обнародованный статистиками факт, что таких невысоких темпов роста потребительских цен страна не знала уже 20 лет, оказывается как нельзя более кстати.
После этого даже у искушенных граждан начинает приятно кружиться голова. А ну
Но тут вовремя попадаются на глаза биржевые сводки, сравниваешь курсы рубля и мировых валют и видишь: ничего, по большому счету, не изменилось. Понятно, что денежная единица наша уже не та, что давеча, но и в желанный металл она воплотиться также не смогла.
Ну и что в этом плохого? спросите вы. В конце концов, нефть не зря зовется «черным золотом». И пусть оно черное, но золото же. Значит, хоть и жидкая, но основа у волнующе низких процентов инфляции имеется. Так что же: ура, товарищи? Ура-то
Но 20% и 6% это даже через розовые очки две большие разницы. Выходит, что темпы роста на нефтепродукты втрое опережают официально обнародованные цифры инфляции. И это в нашей нефтеносной стране. И вправду: «умом Россию не понять»
Окончательно расхочется это делать, когда познакомишься с динамикой роста цен по некоторым другим позициям. Так, с января сразу на 10% повышается стоимость проезда в плацкартных вагонах поездов дальнего следования. Если учесть, что сегодня плацкартой ездит большая часть населения, то подорожание ударит по кошелькам людей почти с удвоенной силой. Даже с учетом так называемой гибкой системы регулирования цен на железной дороге рост стоимости проезда никак не желает вгоняться в рамки официальной инфляции.
А ведь достигнутое сегодня это не предел. Бюджет очередного трехлетия ориентируется на еще более впечатляющие своей малостью темпы инфляции в 5,5% и даже в 5%. Однако как их удастся достичь, если в середине года потребителей ждет
И, наконец, не стоит забывать о сохраняющейся неравномерности развития российских регионов. Шаги к ее преодолению пока больше декларируются, чем совершаются. В результате разброс по темпам роста цен на основные товары и услуги в разных территориях разный. Но лишь весьма немногие могут похвалиться тем, что темпы эти не опережают инфляцию.
Получается, что есть инфляция и инфляция. Одна вполне может составлять шесть с небольшим процентов и, согласно всем учебникам экономики, отражает долю избыточной денежной массы, не обеспечиваемой внутренним валовым продуктом. Косвенное ее проявление рост цен, но в четко заданных пределах.
Инфляция же второго рода имеет чисто спекулятивное происхождение и сразу выражается в росте цен. Она порождена где слухами, где катастрофическими прогнозами, а где просто пещерной алчностью монополий. Вот именно такая и правит сегодня бал в нашем королевстве.
Обуздать ее оказывается неизмеримо труднее, чем справиться с печатным станком, штампующим ничем не обеспеченные бумажки. Это требует и знаний, и терпения, и времени. Но последнего нам всегда катастрофически не хватает вот и выпускаются время от времени на сцену разномастные заклинатели и лукавые искатели финансовых «философских камней».
Ваш выход алхимики! Оркестр, дать звон рубля!

