Классе в десятом у нас в школе появились новые факультативы — «Основы экономики» и дополнительные часы информатики. Позже мои одноклас-сники, выбравшие эти направления в вузах, признавались: очень кстати. Оканчивающая в следующем году школу соседка рассказывает, что у них сейчас на выбор предлагают подучиться еще и основам делового этикета и психологии, правоведению или истории мировой культуры.
Все больше школ в нашей области начинают преподавать «Права потребителей» (что меня как ведущую «Клуба потребителей» особенно радует) Но необходим еще один предмет, который стоило бы вводить в наших школах буквально с пятого класса. Я бы назвала его «Основы общения с государственными структурами и их сотрудниками». Без капли иронии заявляю: такие навыки жизненно необходимы в наше время!
Редкий счастливец не испытывает в этом проблем. Да, почти у каждого из нас есть в знакомых «бронебойцы»: обычно это пожилые женщины, которые обладают чудодейственной опцией общения с госслужащими. Их не рискуют гонять по кабинетам чиновники, боятся соцработники, коммунальщики трепещут, получив вызов на их адрес. Но по результатам общения с самими чиновниками могу судить: эти «бронебойцы» не разбивают стены, а напротив, создают лишние препятствия для своих сограждан. Ибо заставляют только бы отвязался! выполнять госслужащих несвойственные для них функции, тормозя выполнение прямых обязанностей.
А чтобы цивилизованно, не устраивая скандалы и даже драки, реализовывать положенное, нужен не навык «бронебойности», а конкретные знания. Ведь чаще всего проблемы, с которыми сталкиваются наши граждане при работе с госструктурами, решаются единственной жалобой или звонком но в конкретное место и даже к конкретному отвечающему за это чиновнику. К кому именно надо обращаться вот это и должны объяснять еще в школьном возрасте. Причем не педагоги или «бронебойцы», а в первую очередь сами чиновники.
В принципе, это не так сложно и организовать. Допустим, тема урока «Коммунальный сектор». Здесь лекторами выступают инспектора тарифной и госжилинспекций, служащие городского департамента и областного министерства ЖКХ, представители местного ИВЦ. Под запись: телефоны «горячих линий», порядок обращений, сроки реакции на жалобы и выполнения работ. Домашнее задание: знакомство с указанными во время беседы законами (хотя бы найти в Интернете, скачать и обратить внимание на указанные лекторами статьи) выполнять вместе с родителями.
Еще одна немаловажная тема занятия: собственно принцип приема жалоб и заявлений, порядок их составления и оформления, а также обязательно! маршрутный лист данной бумаги. Здесь важно донести до учеников (и через них до родителей), почему написанная Путину жалоба на районного архитектора возвращается к самому архитектору, или почему на отправленную одновременно и в районную, и в генеральную прокуратуры бумагу одинаковый ответ. То есть какие именно инстанции по очереди должна пройти жалоба, чтобы пробиться выше. И кто именно отвечает за негорящий фонарь, а кто должен разбираться с явным сговором управляющей компании и поставщиков электричества в целом микрорайоне.
Чиновникам выгоден такой диалог, он поможет заранее исключить непонимание и лишние очереди. И программа максимум ликвидировать основные причины для коррупции в своих рядах: кто же будет платить за ускорение оформления справок, если даже школьник знает о положенном сроке, допустим, в 10 дней?
Выбор лекторов для таких занятий огромен, причем не только из числа чиновников. Депутаты всех уровней с удовольствием расскажут школьникам, чем, кроме создания законов, они еще могут помочь гражданам, и как именно нужно составлять обращения, чтобы они грозно трясли этой бумагой перед чиновниками.
«Ты предлагаешь детям стать бюрократами?!» возмущались мои знакомые, услышав о моей идее. Нет, я призываю обуздать с помощью знаний эту неповоротливую, но очень влияющую на нашу с вами жизнь бюрократическую машину. Возможно, именно в этих знаниях кроются и ответ на извечный русский вопрос «Что делать?», и подсказка решения задачи «Кто виноват?».