Недавно поймала себя на мысли, что начальная школа, в которой я училась, во многом отвечала требованиям новых образовательных стандартов нынешней начальной школы. Точно знаю, что с начальной школой мне и моим одноклассникам повезло. Она находилась в военном городке и так же, как прописано в новых образовательных стандартах о начальной школе, была расположена отдельно от средней.

Небольшое двухэтажное здание, на первом этаже — столовая, а на  втором — классы, с первого по четвертый. Правда, сейчас в начальной школе предусмотрены еще игровые комнаты. У нас таких не было. Игры, кружки проходили прямо в классе.

«Обособленная» от средней школы «началка» было хороша тем, что мы не мешали старшеклассникам, а они, соответственно, нам. Плюсом являлось и то, что школа находилась в пяти минутах от дома. Учились в ней не только мы, дети военных, но и городские ребятишки, проживающие недалеко. Мы самостоятельно могли ходить не только в школу, но и в гости друг к другу. Современная начальная школа тоже должна быть расположена недалеко от дома учащихся, — требуют стандарты.

Но в реальности, чтобы многим деткам добраться сегодня до школы, придется хорошо поработать ногами или же проехать пару остановок на автобусе. Что такое раннее утро с переполненным пассажирами транспортом, не мне вам рассказывать. Можно лишь предположить, в каком состоянии ребенок придет на урок. «Школа, в которой я училась с первого по одиннадцатый класс, находится рядом с домом, — говорит Анна Палова. — В эту же школу мы хотели определить сына. Теперь нам придется его возить на автобусе. Разве это — рядом?..»

Изначально в документах о новых образовательных стандартах предполагалось, что начальные школы будут построены. Но на строительство таких школ у государства не хватает средств. И сейчас руководителям, отвечающим за образование в регионах, приходится формировать начальную школу на базе уже действующих муниципальных образовательных учреждений. Кому-то из учеников повезет — их школа окажется в шаговой доступности, а другим придется преодолевать неблизкий для шестилетнего ребенка путь.

Хотя, если внимательно посмотреть, можно найти и другие решения этого вопроса. К примеру, как поступили в «Донской реальной гимназии», где  несколько лет шла апробация новых образовательных стандартов. Здесь первый этаж отдали под начальную школу. Вход в гимназию, как и положено, отдельный, так что малыши со старшеклассниками не пересекаются. В школе дети находятся весь день. Отдыхают, обедают, готовят домашнее задание. Может быть, и в других образовательных учреждениях получится так же организовать «началку»? Ведь в вопросе доступности школы нужно все-таки думать не о том, как быстрее скомплектовать такие школы, а учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

Волнует родителей и финансовая сторона обучения детей. Буквально вчера  знакомая рассказала о том, что поинтересовалась у директора одной из школ, можно ли будет определить в ее школу ребенка? На что директор ответила согласием, предупредив, что за начальную школу нужно будет платить… около 9 тысяч рублей в месяц. «От названной суммы я дар речи потеряла. Допустим, за питание полторы тысячи это еще понятно, а остальная сумма за что? В конце концов, это же не частное, а муниципальное образовательное учреждение?» — возмущалась она.

Пока и мне непонятно — за какие образовательные услуги школа собирается брать неподъемные для многих родителей деньги? И как вообще должны строиться финансовые «отношения» между родителями и начальной школой?  Это в прошлой школе все было просто и ясно, а в нынешней все больше вопросов. Так что в этой теме точку поставить пока не получится…