Московские власти приняли решение о запрете торговли спиртными напитками в магазинах, расположенных в жилых домах. По мнению экспертов, таких магазинов в Москве – до 70 %. Сворачивание отделов, торгующих спиртным, приведет хозяев магазинов к значительным финансовым потерям, но здоровье граждан все­таки важнее.

Хотя забота запоздалая.
Вспомните, сколько раз в борьбе с пьянством и алкоголизмом предпринимались всякого рода решительные меры? В 80­х Михаил Горбачев, решив проявить заботу о здоровье нации, издал постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», следом вышел Указ Президиума Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». «Борьба» закончилась вырубкой виноградников по всей стране. Через несколько лет указ отменили. И народ, словно после похмелья, снова «вздрогнул». В 90­х, с развитием предпринимательства, любители горячительных напитков прикипели к торгующим спиртным ларькам, рюмочным, закусочным. К ним потянулось и подрастающее поколение. Тут забеспокоились народные избранники и приняли закон о запрете продажи 40­градусных напитков в ларьках. Вроде от остальных, что ниже 40, к алкоголю пристраститься нельзя.
Свои галлоны в винно­водочную «бочку» внесли производители пива. В большом количестве оно появилось в конце 90­х. И тут же привлекло внимание молодежи. Пили литрами и долго. Пока народные избранники снова не вынесли вердикт — детям до 18 лет пиво не продавать! Но те, кто успел его хлебнуть, подросли и продолжают пить, «нагоняя» градусы более крепкими напитками. Много пьют не только в асоциальных семьях, но и вполне благополучных. Пьют по поводу и без него. По мнению специалистов, за последние тридцать лет у нас выросло поколение людей среднего и чуть старше возраста, большая часть которых в той или иной степени — алкоголики. Увы, вовлечение взрослых людей (не говоря уже о детях) в употребление спиртных напитков происходит значительно быстрее  предпринимаемых против алкоголизма мер.
Помнится, в одной из телепрограмм шла дискуссия, посвященная сокращению зимних каникул в пользу майских праздников. Участники телепрограммы пришли к выводу, что долго отдыхать зимой плохо, потому что люди чрезмерно употребляют спиртное. Депутат Госдумы Алексей Митрофанов сокрушался, что в это время его друзья и знакомые «что­то себе да ломают». А вот в мае люди время проводят с пользой: едут на дачи, занимаются садом, огородом и меньше пьют. То, что работают на даче, — да, но то, что меньше пьют, — блеф. Пьющему человеку без разницы, добавят дни отдыха к майским праздникам или нет. Ему выпивать весной даже радостнее – природа и погода располагают. Так что утверждать, что от переноса праздничных дней люди будут меньше пить, — большая иллюзия.
Предпринимаемые в борьбе с пьянством меры, как правило, «точечные», а потому малоэффективны. Нужен системный подход. Особенно в отношении подрастающего поколения. И в этом деле без участия педагогов, психологов, словом, всех заинтересованных людей и организаций не обойтись. Но в первую очередь задуматься о том, станут ли дети алкоголиками, должны родители. Во всяком случае, не подавать им выпивкой дурной пример — уже шаг к тому, чтобы дети не тянулись за рюмкой. Понятно, что праздники, включая семейные, без стола со спиртными напитками не обходятся. Но частые застолья, которые происходят во многих семьях, вряд ли сделают детей счастливыми. Однажды мой знакомый придумал семейный календарь, в котором каждый день месяца был праздничным. К примеру, 19 февраля — День животных. Этот день предназначался для похода с детьми в зоомагазин. Или вот 5 апреля — День цветов, когда всей семьей нужно было высадить цветы на балконе. Весь год у него был «загружен» праздниками. Нельзя сказать, что его дети выросли этакими трезвенниками и к спиртному равнодушны. Пьют, но немного и по торжественным случаям. А главное, уже сами составляют семейный календарь для своих маленьких детей. Времени засиживаться в гостях или с бутылкой пива у телевизора у них просто нет.