
— Слышала, — остановила меня на улице приятельница, — в нашем городке живого человека похоронили?
Не поняла, от удивления я чуть не лишилась речи. Как это похоронили?
Ну не совсем, конечно, попыталась быстро успокоить меня женщина. Просто недоброжелатели отнесли в местную газету соболезнование родным этого человека с указанием фамилии «покойного». Те опубликовали. А «покойник» себе жив-здоров.
Городок этот из ряда вон выходящий случай обсуждал больше недели. Слухи обрастали все новыми «подробностями». А тут еще в газете после разразившегося скандала опубликовали извинения пострадавшей женщине, рассказали о безнравственности злого поступка, напомнили о грехе и расплате за него. И к обсуждению подключилось еще больше народа.
Оказывается, и подпись под соболезнованием стояла липовая, и сведения в документах указаны ложные. Выходит, делалось все с жестоким умыслом, чтобы уколоть человека побольнее, насолить ему в жизни побольше.
Знаешь, мама, разве только у вас такое происходит? сказала мне дочь, работающая в большой частной фирме областного центра. Такие «приколы» иногда применяются и в бизнессообществе. Наш директор както рассказывал, что одному предпринимателю накануне подписания очень важного договора неизвестные доставили прямо к дому памятник с фотографией и указанием дат рождения и смерти. Смерть, сама понимаешь, должна была наступить именно в день подписания документов.
Предприниматель, по рассказам дочери, оказался не робкого десятка. Плюнул, как говорится, на «предостережение» и поехал в тот день в свой офис. Все, слава богу, обошлось. И той женщине из маленького городка, по слухам, тоже преподнесли подобный сюрприз: мало, что дали соболезнование, так еще и венок с траурной лентой положили к дверям квартиры. И совершалось это в дни Великого поста. Выходит, и божьего суда такие люди не побоялись.
Недавно узнала о введении в Китае запрета на анонимную регистрацию в социальных сетях. Теперь без указания своих паспортных данных там далеко не уедешь. Точнее, во всякого рода электронной переписке псевдонимы использовать запрещается. Выступай, дескать, под своим настоящим именем. Иное будет восприниматься как нарушение закона.
Это сообщение вызвало неоднозначную реакцию в демократических странах. Китайских чиновников тут же обвинили в посягательствах на права и свободы граждан. В телевизионных репортажах из Поднебесной твердили о страхе китайских властей перед революционными переворотами и плюрализмом мнений. Показали сюжет о двух девушках, которые смогли с помощью анонимности выступить против коррупционеров и помочь посадить тех за решетку.
Все это хорошо, подумалось мне, только как быть с разгулом в том же Интернете вседозволенности и безнаказанности за клевету и оскорбления, с призывами к сведению счетов с жизнью, сайтами, пропагандирующими зло и насилие? Если в печатных средствах массовой информации авторы несут ответственность за такие публикации, то для электронных СМИ в России, например, пока закон не писан. Оттого во всемирной паутине можно найти все что угодно.
Особенно активизируются всякого рода «черные пиарщики» в дни предвыборных кампаний. И не дай вам бог связаться с политикой! Такое про себя узнаете, что и в страшном сне не приснится. А подписи у «правдолюбцев» будут, конечно, анонимные.
В городке, где появилось ложное соболезнование, женщине можно обратиться за защитой в правоохранительные органы. Может быть, и найдут клеветника. А вот с теми, кто выливает ушаты грязи в Интернете, воевать куда сложнее. Они же ведь там не люди, а всякого рода «киски» и «львы», «зайчики» и «белочки». А что с них возьмешь?! Надо, говорят, не обращать внимание. Но не у каждого человека хватит здоровья прочитать о том, что его сын наркоман, когда тот никогда не принимал наркотиков, или увидеть дату своей смерти. На то и расчет
