Недавно я опростоволосилась по полной программе. Задумала сделать подарок близкому человеку. Ничего глобального или супердорогого, так, приятную мелочь. Обязательными условиями были уникальность презента и соответствие индивидуальности адресата.

Долго придумывала, что же это должно быть, и вдруг случайно в соцсети зашла на страницу человека, занимающегося изготовлением всевозможных милых штучек своими руками.

Бижутерия, мыло, сумочки, запонки… На картинках работы выглядели замечательно. Стоимость вполне лояльная. Если понравившаяся вещичка есть в наличии, говоришь, что хотел бы приобрести, и хоть в этот же день в условленном месте получаешь ее на руки, отдаешь деньги. Если нет — придется день-два подождать.

Решила, что мне этот вариант подходит. Сделала заказ — выбрала рисунок для будущих запонок, размер. Долго обсуждала все с автором, договорились, что приду на следующий день и заберу.

Пришла… Поняла, что просто выкинула 350 рублей. Стало обидно. Больше не из-за денег, сумма-то небольшая, а потому что сюрприз не получится. Такое стыдно дарить. Качество работы ужасное. А ведь на картинках в Интернете все работы выглядели такими красивыми, аккуратными. Автору я ничего говорить не стала. Да и что я могла сказать? Никаких чеков или договоров купли-продажи у меня не было. Так что отстаивать свои нарушенные права потребителя бесполезно. Раз уж совесть позволила человеку взять деньги за работу, исполненную таким образом, пусть это на его совести и останется.

Хорошо еще, что на такого вот любителя я попала в столь незначительном деле. И им не оказался, к примеру, врач, к которому я пришла на прием. Хотя кто знает, что нас ждет через несколько лет? Падение качества образования — ни для кого не секрет. Одна моя собеседница как-то сказала, что, на ее взгляд, причина этого в платности образования. Мол, заплатил деньги, получил корочку и живешь себе припеваючи. Я понимаю, что ее вывод основан на наблюдениях за современными реалиями. Но для меня остается загадкой мотивация подобного поведения. Казалось бы, если ты платишь деньги, должен стараться взять максимум того, за что платил. Но такого почему-то не происходит. Напротив, именно знания, а не закрытая в зачетке сессия интересуют коммерческих студентов в меньшей степени.

С другой стороны, мы говорим о качестве самого преподавания и исходим из посылки, что преподаватели тоже уже «не те», как и знания, которые они дают. Хотя, на мой взгляд, утверждение не совсем правдивое, так как и сейчас в вузах осталось еще много преподавателей «старой школы». Тем не менее сегодня существует масса возможностей получать необходимые знания не только на лекциях, но и самостоятельно. Интернет в помощь! Огромное количество информации, находящейся в свободном доступе, — изучай, не хочу. Раньше таких возможностей не было. Сейчас проблема в другом — этой информацией не хотят и не умеют пользоваться. Для этого нужен навык самообразования, который последовательно развивают у студентов в зарубежных вузах и который атрофирован у большинства наших. Видимо, сказывается привычка в получении уже «готовых» знаний. Затрачивать же собственные усилия для поиска и усвоения нужной информации отечественные недоросли не привыкли. Куда проще почитать пособие «как делать это» и стать ваятелем поделок, типа того, что встретился мне, или «фотографом», коих сейчас тьма развелась. Проще же «рубить капусту», пользуясь самолюбованием народа, который толпами сегодня бегает на фотосессии имени себя, любимых, чем стать по-настоящему ценным специалистом. Для этого надо постоянно совершенствовать себя, свои знания, навыки. А желания нет…

Не знаю, как далеко зай­дет такая ситуация и не зашла ли уже, если студентка пятого курса мединститута, которая собирается стать педиатром, не знает, как лечить собственную простуду. Звучит, конечно, абсурдно, но история правдивая. Быть может, стоит к обучающимся на некоторых специальностях особые тесты или меры применять?