Возле школы бегают ученики. Один из них останавливается и изо всех сил бьет об асфальт бутылку из-под минеральной воды. Осколки стекла летят под ноги стоящих рядом детей. Один из осколков ранит ногу девочки. Та — в плач.

«Ты что вытворяешь?! — кричит мальчишке проходящая мимо женщина. — Я тебя сейчас к директору отведу!» «Так ей и надо! А ты, с…, заткнись!», — бросает тот в ответ и что есть духу мчится прочь. «Ужас! — возмущается она поведением десятилетнего ребенка. — Куда смотрят родители, школа? Потом удивляемся, почему дети растут агрессивными людьми?!»

Ужасаемся, когда смотрим сюжеты о детской жесткости по телевизору, в Интернете, читаем об этом в газетах. Обсуждаем в кругу знакомых, на работе и задаемся вопросом: «Откуда это в детях? Почему?..» И как бы себе в оправдание отвечаем: «Время такое…» Не то, когда росли наши родители, мы сами. Но если покопаться в памяти, каждый вспомнит, что были и тогда отчаянные головы: срывали уроки, дрались до синяков, убегали из дома в поисках приключений. «Горе ты мое. И в кого ты только пошел?..» — выговаривала мать ребенку. А он что? Ничего. Ему скучно на уроках, а то, что соседку по парте «толстой» обзывает и вместе с одноклассниками доводит ее до слез, так ведь она и на самом деле толстая. Сегодня, «непонравившуюся» девочку одноклассники не просто до слез доведут — изобьют, унизят да еще снимут на мобильный телефон и поместят сюжет в Интернете. Новые технологии, знаете ли, позволяют тиражировать такое «видео» — смотрите, вот мы какие крутые. Места жалости, состраданию в них нет — одна «жесть».

Психологи выделяют два вида детской жестокости. Одна из них — фрагментарная, когда ребенок вдруг начинает проявлять несвойственную его поведению агрессивность по отношению к близким людям. Такое поведение объясняется тем, что он учится наблюдать себя со стороны. Подсмотрел тот или иной образец поведения и решил проверить его на себе: «Вот я так сделаю, а что будет?» Устойчивая жестокость — сигнал беды. Часто ребенок ее проявляет либо ко всем детям и взрослым, либо к животным. И связана она не с возрастом, а личными особенностями ребенка. Кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии РГГУ Татьяна Котова отмечает, что обычно эти особенности формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессии со стороны родителей, их невыполнимых требований или издевательств, или же в силу чрезмерной опеки. Фрагментарная и устойчивая агрессия могут проявляться в любом возрасте. А вот причины, порождающие подобное поведение, в разном возрасте разные.

В 5-6 лет детям больше интересны не старые добрые сказки, а современные мультики, где главные герои в основном злые чудовища, совсем не похожие на Красную Шапочку или Буратино. Став старше, дети тянутся к не менее агрессивным компьютерным играм — «стрелялкам». Девиз многих игр: «Ты победишь, если убьешь всех врагов». Не важно, что кого-то надо уничтожить, главное — победить! А то, что такие игры формируют в сознании ребенка непримиримость по отношению к другим, ожесточенность, кого это волнует? О телевидении молчу.

Известная истина, что объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» надо не только в детсадовском возрасте, но и в школьные годы. Однако просто поговорить с детьми родителям некогда. Родители заняты на работе. Все воспитание сводится в основном к телефонному контролю над ребенком: «Что получил в школе? Поел? Садись за уроки». Не говорю уже о асоциальных семьях. Пить, курить, говорить матом и драться ребенок в таких семьях учится одновременно. Ему ничего не стоит украсть, избить, послать куда подальше…

«Почему дети жестоки?» — такой вопрос задали социологи школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие около 600 подростков в возрасте от 13 до 18 лет. Выяснилось, что 56% ребят считают: жестокость их ровесников порождает недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя. По этой причине, как считают опрашиваемые, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями; 76% детей признают существование рэкета со стороны ровесников. На вопрос: «Как защитить себя от издевательства?» 45% детей отвечают — только обратившись за помощью к взрослым; 40% — с помощью драки или оружия; 4% — откровенно поговорить с обидчиком; 11% считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города. Чем на эти откровенные признания детей ответим мы, взрослые?..