Киногерой Александра Демьяненко Шурик, наверное, и предположить не мог, что спустя несколько десятков лет после выхода в свет «Кавказской пленницы» тосты станут профессией. Удивлены? Я тоже удивился, когда однажды на совещании ректоров негосударственных вузов услышал о намерении руководителя одного из них начать подготовку профессиональных ведущих свадебных и прочих торжеств. На Кавказе тамада — «должность» востребованная, почему нет, действительно?..

Сегодня кого только не учат! Высшая школа живо реагирует на спрос, который диктует ей работодатель. Появляются все новые и новые специальности. Да только что потом делать с таким количеством специалистов, никто не знает. Процессы идут в двух направлениях. Первое — в вузах плодятся и множатся факультеты популярных сегодня специальностей. Раньше это были юридические и экономические. Сейчас везде готовят менеджеров. И — новая мода в Ростове — у нас вдруг стали востребованы дипломированные журналисты. Уже третий вуз готовится обучать мастеров пера и современных информационных технологий. Начало занятий  — в сентябре.

Еще одна тенденция — открытие массы доселе неведомых специальностей. Жизнь, конечно, не стоит на месте. Все меняется, и новые специальности, понятное дело, нужны. Вот, например, нанотехнологи. Первые сведения о том, что сегодня называют нанотехнологиями, ученые получили несколько десятков лет назад. И, собственно, давно ими занимались. Но только в наше время, время корпорации «Роснано», вдруг стали нужны специалисты по нанотехнологиям. Вузы дружно взялись их готовить.

Или вот еще специальность — «организация работы с молодежью». Как и специалисты по нанотехнологиям, вполне официальная, с шифром (то есть  утвержденная высшими чинами от образования). Федерального закона «О молодежи и молодежной политике» в стране до сих пор нет. После распада СССР молодые оказались предоставленными сами себе. Только в «нулевые» годы молодое поколение вновь попало в сферу государственных интересов. Открытие новой специальности обосновано на одном из вузовских сайтов именно так: «В связи с проводимой Правительством Российской Федерации политикой продвижения молодых ...» Раз политика такая, конечно, надо готовить — вузы, как говорится, «взяли под козырек». Работать с молодежью — это сейчас становится модным. В некоторых вузах начинают действовать целые обучающие программы в этом направлении. Вот в Калмыцком госуниверситете  по инициативе ректора открылась «Академия личностного роста». Ее участники — лидеры студсоветов — провели ток-шоу на тему «Генофонд нации: что я могу сделать?» Все это, наверное, важно и нужно. Но где же, собственно, тут процесс, ради которого здравомыслящий человек приходит в вуз, — процесс образования?.. Вы уверены, что образование у будущих специалистов, о которых мы говорили выше, фундаментальное? Лично я сомневаюсь…

Не получится ли так, что через какое-то время государственные приоритеты сменятся, и ряд направлений подготовки придется закрыть?

А в том, что сразу несколько вузов вдруг начинают вести подготовку дублирующих специальностей, лично я вижу благо. Абитуриенты и их родители, что называется, проголосуют ногами за тот вуз, который, по их мнению, лучше готовит специалистов. Народ нынче продвинутый, разберется. Кстати, вы знаете, что сразу несколько ученых-философов и социологов бывшего РГУ свое первое образование получили на  физмате Пединститута? «Хороший факультет», — заметил мой знакомый, много десятков лет связанный с высшей школой. Не стоит забывать, что высшее образование, по своей сути, должно дать фундаментальную базу — для дальнейшего самосовершенствования. Ну  а пригодилась ли она или нет в жизни, у каждого найдется свой ответ на этот вопрос.